Опубликовано: Апрель 3, 2011

Анаусцы - кто же они?

  В результате раскопок на Монджуклы находки джейтунского типа впервые были обнаружены под сло­ем Анау I А. Казалось бы, все ясно: джейтунская культура сменяется анауской, а последняя, в свою очередь, - комплексом Намазга I (см. стратиграфические колонки в предыдущем разделе). Но внимательный анализ находок с Монджуклы, подтвердив именно такую последовательность смены культур, вновь (уже в который раз!) поставил под сомнение их генетическую связи на основании следующих фактов.

Анаусцы - кто же они?

артефакты анауской культуры

 

Первое, Джейтунцы не знали металла - это куль­тура чисто неолитическая; в верхнем же слое Монджук­лы, относящемся ко времени Анау I А, найдены медные изделия, свидетельствующие к тому же о достаточно высоком уровне металлургии.

Второе. Поселения джейтунцев представляли хао­тические скопления небольших домиков. На поселениях же Монджуклы и Чакмаклы, существовавших во время Анау I А, мы видим нечто иное: и то и другое четко разделены на две части узенькой улочкой, да и дома на них крупнее джейтунских. Интересно, что ни до, ни пос­ле времени Анау I А такого четкого деления поселения на две части мы не находим ни на одном из поселений древних земледельцев Южного Туркменистана.

Третье. Керамика джейтунцев отличается от анауской с Чакмаклы и Монджуклы своей фактурой: у джейтунской посуды черепок толстый, в глину подме­шан саман; у анауской - тонкий, в глине - мелкий пе­сок. Отличается и роспись на сосудах. Разница настоль­ко существенная, что О. Бердыев, проводивший раскоп­ки на Чакмаклы, пришел к выводу: керамика Чакмаклы-депе (Анау I А) генетически почти не связана с керамикой как предыдущего периода (джейтунского), так и последующего (Анау I Б).

Четвертое. Джейтунцы, скорее всего не знали мотыги, так как, несмотря на тщательные раскопки, ни на одном из их поселений не было найдено ничего по­хожего на это орудие труда. На Чакмаклы же найдены две мотыги - и именно в комплексе Анау I-А.

Пятое. Сравнение орудий труда из нижних (джейтунских) и верхних (анауских) слоев Монджук­лы, проведенное Г. Ф. Коробковой, показало, что нали­цо резкие различия: в нижнем слое - типично джейтунские микролиты, в верхнем - их нет совсем; различна техника обработки камня и изготовления орудий.

Шестое. В то время, как уловить связь между ке­рамикой джейтунцев и анаусцев почти невозможно, связь между джейтунской и намазгинской керамикой настолько очевидна, что, как считает В. М. Массон, керамику типа Намазга I (Анау-I Б) с ее массивными формами и обильной примесью в глине самана, легче вывести прямо из джейтунских комплексов, минуя посуду типа Анау I-А. О чем все это говорит? Еще в 1960 г, т. е. за несколько лет до раскопок на Монджуклы и находок мотыг на Чакмаклы, И. Н. Хлопни, с характерной для него обстоятельностью, писал: «...современная наука еще не располагает достаточным количеством фактов, чтобы отстаивать авторность или привнесение стиля росписей, выделенных в этап Анау I-А, но, учитывая незначительное количество фрагментов керамики с росписью стиля Анау I-А, её локализацию только в районе Ашхабада и, как бы, выпадение этих орнаментов из об­щей линии развития мотивов росписи от Чопан-депе и Анау I-Б, а также появление некоторых иных мотивов росписи на ранних ступенях Анау I-Б, вряд ли, имеющих свои корни в джейтунской культуре... Возможность столь ранних влияний культур иранского круга, вероятнее всего, за счет инфильтрации их носителей не может быть отвергнута».

Если к этому добавить, что мотыги с Чакмаклы очень похожи на мотыги из Сиалка и Хассуны, что индустрия Анау I А вообще имеет много общего с индуст­рией иранских поселений, что посуда Анау I. А. очень близка расписной керамике раннего Сиалка, что уже во время Сиалка I жители этого поселения использовали орудия из меди, то мы с достаточной долей уверенности можем сделать вывод о появлении в подгорной полосе Копетдага переселенцев из Ирана, где-то на последней стадии джейтунской культуры. О том же свидетельствует и необычная планировка Монджуклы и Чакмаклы во времена Анау I А. «По-видимому, такая планировка поселков, - пишет В. М. Массон - отражает деление их обитателей на две фратрии... Подобная планировка поселений, не находящая себе аналогий... возможно, отражает черты этнического и социального своеобразия».

На основании всех этих соображений мы можем за­ключить, что джейтунская культура действительно сменяется анауской, но последняя не является прямые развитием первой. Комплекс же Намазга I возник, возя можно, в результате слияния джейтунской и анауской традиций. Видимо, пришельцы из Ирана, хорошо знакомые с металлом и ткачеством, вытеснили с некоторых поселений (например, с Монджуклы) джейтунцев, также основали ряд новых, например Анау. Возможно, что какое-то время переселенцы сосуществовали с чжейтунцами, ибо во время, соответствующее верхним, анауским слоям Монджуклы и Чакмаклы, продолжало существовать такое чисто джейтунское поселение, как Чагыллы-депе.

Со временем пришельцы были ассимилированы мест­ным населением, позаимствовавшим у них секреты ме­таллургии. На базе этих двух культур и возникла куль­тура Намазга I (Анау I Б). Необходимо, однако, ого­ворить, что вопрос о переходе от джейтунской культуры к комплексу Намазга I остается во многом неясным из-за недостатка материалов. Во всяком случае, мы зна­ем, что переселение произошло где-то на рубеже VI- V тысячелетий до н. э. (культура Анау I А существо­вала в V тысячелетии до н. э., после чего начался пе­риод Намазга I). Можно, пожалуй, сказать, что Анау I А это время, переходное от неолита к энеоли­ту, которому и посвящается следующий раздел книги.



Раздел: История и археология Южной Туркмении


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Недобрая слава стилетаКопьё: На турнире, войне и охоте »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Люди
    Мужской портрет (поэт Мадзин)
    Карфагенские боевые слоны в сражении при Заме, 202 г. до н.э.

    Печально знаменитые пистолеты



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне