Опубликовано: Апрель 3, 2011

Джейтун - анализ раскопок и находок

Анализ всего комплекса археологических находок показывает, что роль охоты постепенно снижалась (осо­бенно в 3-й фазе), значение же земледелия и скотовод­ства возрастало. В результате развития ткачества одеж­да из шкур вытесняется из обихода. На большинстве поселений основную роль играло, скорее всего, земледе­лие, а вот на Гадыми оно стояло на втором месте, усту­пая скотоводству. Среди домашних животных преобла­дал мелкий рогатый скот, но при этом на Чопане было больше коз, а на Чагыллы - овец. Там же, на Чагыллы, в 3-м периоде появляется и крупный рогатый скот.

Рассказывая о домах джейтунцев, мы уже не раз упоминали о большом здании, обнаруженном в 1968 г. в Песседжик-депе. Приняв во внимание необычно большие для джейтунских памятников размеры пост­ройки, капитальность внешних стен, сложность внутрен­ней конструкции, а также отсутствие каких-либо находок внутри дома, О. Бердыев высказал предположение, что это здание вполне могло быть общественным домой Песседжика. Площадь здания была достаточно велика, чтобы вместить взрослое население всего поселка. Возможно, здесь собирались жители для обсуждения своих дел, но, как писал О. Бердыев сразу, же после открытиям «не исключена возможность, что перед нами своего рода святилище, где время от времени совершались куль­товые церемонии и жертвоприношения».

Расчистка фресок подтвердила, что это не обычное жилое помещение, а действительно специальное здание общественного или культового характера. Сами фрески, относящиеся к VI тысячелетию до н. э., представляют огромный интерес. Они, после росписей Чатал-Гуюка - древнейшие в мире, так что это открытие - поистине сенсация в истории культуры. На росписях Песседжика мы видим животных (копытных и хищных), деревья, треугольники, ромбы. Живопись выполнена красной и черной красками на белом фоне. По стилю фрески Песседжик-депе более просты, архаичны, чем росписи на стенах домов Чатал-Гуюка.

Другое здание культового характера - «дом с суфой» на Чагыллы. Известно, что в Месопотамии суфа - явный признак культового характера здания. Интересно, далее, что очаг в этом доме не прокален, т. e. он или совсем не использовался, или использовался очень редко. Этой особенностью здание на Чагыллы отличается от обычных жилых домов джейтунских поселений. Видимо, значительная часть поселений джейтунской культуры имела здания общественного назначения, в которых собирались их жители.

Изучив тысячи предметов материальной культуры, Г. Ф. Коробкова обратила внимание на поразительное сходство изделий с поселений Песседжик, Чопан и Тоголок. «Тождество каменного инвентаря этих трех па­мятников - писала она, - является, по-видимому, отражением единства того коллектива, который заселял данные поселения. По всей вероятности, обитателями « были родственные коллективы, принадлежавшие одному племени, осевшему в этом оазисе тремя общинами».

Все названные поселения располагались на берегах речки Секиз-Яб, существующей и поныне. Центром этого оазиса, по крайней мере, во 2-й фазе, был, скорее все­го, Песседжик.. Возможно, что жизнь на всех трех посе­лениях началась одновременно. Культура этого неоли­тического оазиса очень близка Джейтуну, или, вернее, культура Джейтуна была близка культуре этого оазиса. Ведь общественное здание с прекрасными фресками найдено не в Джейтуне, а в Песседжике, так что, судя по всему, Джейтун был не более чем периферией Песседжикского оазиса. Вполне возможно, что и всю куль­туру следовало бы называть песседжикской, а не джей­тунской, но Джейтун нашли прежде, название приви­лось, и поэтому нет смысла его менять.

Так как погребений найдено мало, то дать развер­нутую антропологическую характеристику населения джейтунских поселков невозможно. Но кое-что все-таки мы знаем. Скрупулезно изучив те немногие черепа, ко­торые удалось найти археологам, советские антропологи В. В. Гинзбург и Т. А. Трофимова пришли к выводу, что джейтунцы принадлежали к европеоидному восточносредиземноморскому типу и были наиболее близки к населению Гисара (Иран), отличаясь от него большей грацильностью. В общем, обитатели джейтунских посе­лений походили на современных туркмен.

Только жители Монджуклы резко выделялись среди населения Прикопетдагской подгорной полосы. Мужские черепа с этого поселения близки к черепам кроманьон­ского облика и сближаются с черепами из пещеры Хо­ту в Северо-Восточном Иране. Но наибольшее внима­ние антропологов и археологов привлек женский череп. И неудивительно: он напоминает протоавстралоидные черепа из Мохенджо-Даро в Индии. В целом, заклю­чают антропологи, серия черепов из Монджуклы-депе может рассматриваться как смешанная: один из сла­гающих ее компонентов тяготеет к антропологическим типам древнего, кроманьоноподобного населения райо­нов Северо-Восточного Ирана, Восточного Средиземно­морья и Северной Африки, другой может быть сопо­ставлен с населением экваториального типа Южной Индии 7.

Такое разнообразие расовых типов на сравнительно небольшой территории объяснить пока невозможно. Можно лишь предположить, как пишут В. В. Гинзбург и Т. А. Трофимова, что жители Монджуклы сохранили черты древнего населения, обитавшего на юге Туркменистана в мезолите и в культурном отношении ассимилированного впоследствии носителями джейтунской культуры, пришедшими из Ирана.

Почему же запустели поселения джейтунской куль­туры? Ведь лишь одно из них, Монджуклы, продолжало существовать в последующую эпоху, все остальные были заброшены.

О. Бердыев сделал попытку выяснить причины этого запустения. Он указывает на то, что более поздние памятники (Новая Ниса, Келята, Бами, Монджуклы, Чагыллы) жмутся к горам, тогда как ранние (Джейтун, Чопан, Тоголок) расположены дальше от них, на границе с пустыней. Такое изменение в географическом! распределении поселений, полагает О. Бердыев, было следствием наступления пустыни и сужения Прикопетдатской подгорной полосы. «Сокращение площадей оазисов и запустение некогда обжитых районов также было связано с изменением водного баланса рек, с использованием большой части воды в Иране и антротмогенным фактором, оказавшим большое влияние на почвенно-географические условия подгорной зоны».

Эти соображения вызывают немало возражений. Прежде всего, они дают объяснение запустению лишь одной группы памятников, но не объясняют запустения остальных. Далее, первой причиной ухода населения из поселений Песседжикского оазиса О. Бердыев считал смену относительно влажного климата более сухим, и наступление пустыни. Имеющиеся данные говорят о том, что такое колебание климата в Средней Азии действительно было, но только не в V тысячелетии до н.э. когда были заброшены указанные поселения, а гораздо позже, на рубеже III-II тысячелетий до н. э., а на V тысячелетие до н. э. приходится период относительно влажного климата. Так что довод О. Бердыева отпадает.

Второй причиной ученый считает перехват воды в Иране. Это просто неверно, так как все поселения Песседжикского оазиса, а также Джейтун располагались в реках, которые вообще зарождались не в Иране или Ираке, но высоко в горах, где их воды в ту эпоху никто не перехватывал.

Третьей причиной О. Бердыев считает «антропоген­ный фактор», но ничего конкретного при этом не гово­рит. Таким образом, загадка запустения джейтунских поселений еще ждет своего решения.

Но если джейтунские поселения и запустели, то это вовсе не означает, что развитие культуры древних зем­ледельцев Южного Туркменистана прекратилось: просто один этап развития сменился другим, джейтунский - анауским. Знакомство с древними земледельцами под­горной полосы началось именно с Анау и связано с име­нами Р. Пампелли и А. В. Комарова, причем первым обратил внимание на холмы Анау генерал А. В. Кома­ров.

Что же такое анауская культура? Каковы ее связи с предшествовавшей ей джейтунской и последующими культурами?



Раздел: История и археология Южной Туркмении



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Поражая на расстоянии (лучники и стрелы арбалета)Летающая лодка Георгия Бериева »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Городской пейзаж (Город)
Чтец. Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
Битва при Молодях в 1572 году: Забытая великая победа

Алебарда: Верная подруга пехоты



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне