Опубликовано: Март 9, 2011

ВЕРХОВОЙ КОНЬ

  Основным средством передвижения был верховой конь. Последнее вполне естественно, если принять во внимание горный характер страны при почти полном отсутствии колесных дорог и пастушеский образ жизни, в частности табунное скотоводство. И действительно, во всех погребениях данной эпохи мы имеем захоронение коней не только с уздами, но обязательно и с седлами.

  Древние скифские узды известны отчасти из раскопок курганов на юге России, отчасти по их изображениям на лошадях. Такие изображения на серебряных сосудах и других изделиях греческой работы мы знаем из знаменитых Чертомлыкского и Кульобского курганов. Однако прекрасно сохранившиеся узды со всеми ремнями, удилами, трензелями и украшениями впервые найдены в Пазырыкских курганах. Узды эти, как выяснилось, состояли из двух суголовных ремней, ремня переносья и двух подбородных. Защечные ремни, при помощи трензелей, или псалий, соединяющиеся с удилами, представляли собой либо раздвоенные концы суголовных ремней, либо состояли из концов суголовных ремней и ремня переносья. К левому концу двусоставных кольчатых медных или железных удил привязывался ремень чумбур, а к правому один из концов повода. Левый конец повода при помощи особой петли или специального (рогового или деревянного) блока соединялся с ремнем чумбура, продетого в упомянутые петлю или блок.

  Если, как выяснилось, скифская узда на западе и в Горном Алтае была одного и того же типа, и притом почти не отличалась от узд переднеазиатских, судя по изображениям последних на ассирийских и персидских барельефах, то седла скифские коренным образом отличались от чепраков, которые в те времена вместо седел были в употреблении в Передней Азии. О седлах европейских скифов мы также, в основном, имеем представление по их изображениям, в частности на известной чертомлыкской вазе греческой работы. В Пазырыке между тем были найдены подлинные седла, и притом двух типов, или, точнее, двух вариантов одного и того же типа - более раннего и более позднего.

  Отличительной особенностью этих седел от позднейших было отсутствие ленчика - деревянной основы седла. Пазырыкские, как надо полагать, и все скифские седла состояли из двух сшитых вместе кожаных подушек с мягкой набивкой волосом (на Алтае - оленьим) или травой. На лошади седла эти укреплялись при помощи двух, верхнего и нижнего, подпружных ремней, имели (ремни нагрудный и подхвостный). Верхний подпружный ремень лежал поверх седельных подушек и был к ним прикреплен; концы нижнего подпружного ремня привязывались или пристегивались к концам верхнего ремня. Под седло подкладывался войлочный потник, или чепрак, сверху подушек накладывались специальные покрышки из тонкого войлока.

  Лук в более древних горноалтайских седлах, в сущности говоря, не было; имелись только утолщения передних и задних концов подушек. В более поздних седлах мы имеем уже хорошо выраженные передние и задние луки при наличии деревянных распорок между передними и задними концами седельных подушек - первых зачатков деревянной основы седла.

  Седла описанного типа впервые появились у скифо-сакских народов. Седел не было ни у древних греков, ни у ассириян, ни у мидян, ни у персов. Вместо седел они покрывали верховых коней только коротким чепраком, обычно ковровым, который удерживался на коне без подпруги, только при помощи нагрудника.

  Следует отметить то исключительное внимание, которое уделялось украшению узды и седла. Раскопки пяти Пазырыкских курганов дали сотни таких украшений. Украшения эти вырезывались из рога оленя, но в большинстве случаев из дерева, главным образом из кедра, и покрывались снаружи листовым золотом. В более поздних курганах они частично покрывались золотом, частично окрашивались в ярко-красный цвет киноварью.

  В каждом погребении головы одного-двух коней украшались специальными уборами с навершиями, представляющими собой головы различных, чаще фантастических, животных, иногда целые сцены. Гривы этих коней покрывались специальными нагривниками, на хвосты надевались особые нахвостники.

  В кургане пятом вместе с верховыми конями впервые была найдена повозка с дышловой упряжкой четырех коней. Эта единственная в своем роде находка указывает на то, что, несмотря на горный ландшафт, на Алтае в те отдаленные времена пользовались уже достаточно совершенными колесными экипажами. Повозка эта на четырех высоких (1,5 метра) колесах с длинными (70 сантиметров), тщательно оформленными ступицами, при большом количестве (по 34 в каждом колесе) тонких спиц. Своеобразной формы кузов платформа состоит из двух рам, соединенных между собою резными колонками. Верхняя и частично нижняя рамы перекрыты сплошным рядом прутьев, переплетенных между собой ремнями. На конце дышла привязана специальная перекладина с двумя рогатками, в которые впрягалась пара коней; пара боковых коней, но одному с каждой стороны, впрягалась в постромки, от которых сохранились вальки. Вся повозка сделана исключительно из дерева с ременными связками при полном отсутствии металла, в частности железа, которое в те времена ценилось очень дорого.

  Помимо этой повозки, во всех курганах найдены остатки примитивных телег. Телеги эти состояли из очень толстых осей и дорожин с массивными низкими колесами, выделанными из цельных отрезков ствола лиственницы. Высота этих колес от 30 до 45 сантиметров при ширине около 30 сантиметров, В кургане пятом, кроме того, была найдена длинная оглобля волокуши, а в кургане первом - части примитивного ярма.

  Таким образом, установлено, что в Горном Алтае в скифское время, помимо верхового транспорта, существовал и гужевой, с упряжкой в дышло и оглобли. Судя по находкам ярма, в качестве средства передвижения, помимо лошадей, возможно, пользовались и волами.

 

ещё:

СОКРОВИЩА ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ С. И.РУДЕНКО

СКИФО-САКИ

ПЕРВЫЕ НАХОДКИ - золотые вещи из курганов, раскопанных в южной Сибири, между Уралом и Алтаем

В ДОЛИНЕ ПАЗЫРЫК - древние курганы с памятниками давно забытой и малоизученной скифосакской культуры

Хозяйство алтайских скифо-саков

Оседлые скотоводы

Одежда и украшения скифо-саков

Этим тканям 2500 лет - ткани скифо-саков

Искусство древних мастеров

О религиозных представлениях скифо-сакских народов

Общественный строй скифо-саков

 



Раздел: Сокровища пазырыкских курганов



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться

    « Клинок — гармония смертиПротивотанковые ружья »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Пароходы на Сене
    Супрематизм
    Новгород Великий: история вольного города

    Огнемёт Шмель: «Шайтан-труба»



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне