Опубликовано: Февраль 26, 2011

Джейтун - жизнь общественная и семейная

  Джейтун - характерный памятник поздней стадии первобытнообщинного строя. Зная это, мы не ошибем­ся, утверждая, что Джейтун представлял собой само­управляющуюся родовую общину, не знающую ни клас­совых различий, ни государственной власти. Как управ­лялось это поселение, точно неизвестно, но скорее всего так же, как и другие коллективы первобытной эпохи, т. е. во главе его стояли старейшины или вожди, выби­раемые всеми взрослыми членами рода.

Джейтунцы, видимо, представляли собой один род, состоявший из кровных родственников. Основной ячей­кой джейтунского общества была парная семья, насчи­тывавшая пять-шесть человек.

Каждая семья производила для себя все, что ей было необходимо. Лишь некоторые работы (обработка по лей, уборка урожая и загонная охота) требовали объединения усилий всех членов рода. В остальном каждая семья была во многих отношениях самообеспечивающейся производящей и Потребляющей единицей.

О мировоззрении джейтунцев мы не можем составить цельного представления из-за крайней фрагментарности данных, но оно, видимо, ничем в принципе не отличалось от мировоззрения других древнеземледельческих племен Ближнего Востока. Человек эпохи неолита считал весь процесс развития и увядания растений таинством. В своем воображении он наделял природу мистической силой, особенно в отношении необъяснимых для него производительных и воспроизводительных е свойств. Вся их жизнь, считали люди той эпохи, зависела от матери-земли, которая нуждалась в постоянно умилостивлении. Это породило множество обрядов, постов и праздников, связанных с культом богини-матери. Все это, в значительной мере относится и к джейтунцам.

Магическое значение имела, возможно, и роспись на сосудах; роль оберегов могли играть и подвески, дол­женствующие охранять своего хозяина от злых духов и всяческих несчастий. В качестве таких подвесок-амуле­тов могли использоваться и каменные фигурки сидяще­го человека (с отверстием в верхней части), и статуэт­ки животных. Кое-что о мировоззрении джейтунцев могли бы рассказать их погребения, но их, к сожалению, найти не удалось: обнаружено одно лишь детское захо­ронение на территории поселка.

Джейтунцы внимательно наблюдали окружающий их мир и обладали немалыми положительными знаниями, без каковых они просто не могли бы существовать. Мы уже писали, что древние земледельцы должны были об­ладать определенными познаниями о природе. К этому необходимо добавить, что джейтунцы, как и другие древнеземледельческие племена, умели хорошо считать (человек уже в палеолите считал неплохо, джейтунцы же, как известно, жили в эпоху неолита). Жители посе­ления должны были неплохо ориентироваться, иначе они не смогли бы совершать экспедиции за камнем в Копетдаг или за раковинами к берегам Каспийского моря.

Как и все люди, они обладали чувством прекрасно­го, а их женщины столь же любили украшения, как и наши современницы. Среди украшений на первом месте стояли бусы, которые делались из камня, кости и рако­вин, причем часть последних поступала с Каспия, а часть - даже с Индийского океана! Подвески могли служить и украшениями, могли играть и роль амулетов-оберегов.

Наконец, жители Джейтуна не прочь были и раз­влечься. В свободное от работы время они играли в ка­кую-то игру, о чем свидетельствуют терракотовые фи­гурки - усеченные и удлиненные конусы, цилиндры, условно именуемые археологами терракотовыми подел­ками. У этих поделок две характерные особенности: во-первых, они сильно залощены от длительного упо­требления (особенно снизу), и, во-вторых, как устано­вили С. А. Семенов и Г. Ф. Коробкова, эти изделия не имеют следов производственного употребления.

Такие же (или очень похожие) поделки известны на многих поселениях древних земледельцев Ближнего Во­стока, широко распространены они и на памятниках

трипольской культуры (Украина). Археологи считают эти терракотовые поделки игральными фишками. В неолите на обширных пространствах Старого Света была видимо, распространена какая-то увлекательная игра с использованием фишек из глины.

Таковы некоторые, крайне отрывочные сведения об общественных отношениях и духовной жизни джейтунцев.

До сих пор мы писали почти исключительно о жителях самого Джейтуна. Но это поселение было не единственным в Прикопетдагской подгорной полосе. Более того, Джейтун, как выяснилось в последние годы, далеко не самое крупное и не самое блестящее поселение той культуры, которой он дал свое имя.



Раздел: История и археология Южной Туркмении


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Москва мистическаяКак Кремль исчез на четыре года »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пейзаж с монастырской стеной
Осень. Из цикла 'Времена года'
Александр Керенский - Миллионы для министра-председателя

Великая Отечественная война. Жизнь и любовь Николая Васенина



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне