Опубликовано: Февраль 26, 2011

Некоторые расчеты

   Раскопки второго строительного горизонта показали, что Джейтун состоял из 30 однокомнатных домиков, в которых одновременно проживало 150-180 человек. Большая часть домов имела площадь от 16 до 30 кв. м. Плотность населения в оазисах подгорной полосы в неолите составляла 10 человек на 1 кв. км, в эпоху бронзы она возросла до 80-90 человек.

В Джейтуне в 25 домах производилась обработка дерева, в 27 - выделывались шкуры, в 20 - изготовлялись кремневые орудия.

В неолите, по расчетам Г. Н. Лисицыной, па душу населения приходилось 270 г зерна в день. Этого, полагает она, при наличии продуктов скотоводства и охоты было достаточно для питания, но не для получения им лишков продуктов. В. М. Массой считает приведенную цифру заниженной и полагает, что на душу населения приходилось 500 г зерна в день. Исходя из этих данный и численности населения Джейтуна, он полагает, что в год для всего поселения (вместе с посевным фондом и зерном, идущим на корм для скота) требовалось 44 т зерна. При урожайности ячменя (основной культуре джейтунцев) в 20-22 ц/га нужна была площадь полей в 20 га. Мяса требовалось 9 т в год.

Серпом джейтунского типа можно было за восемь часов работы произвести жатву на площади 240 кв. м, что для 20 га требует как минимум 830-850 человеко-дней. Весь урожай мог быть убран за две недели, если каждая семья выделяла двух работников.

Джейтун, население, которого, состояло из 30 семей, располагал (учитывая помощь, оказываемую подрост­ками) 90 трудоднями в день, что за год давало почти 33 тыс. трудодней. Из них земледелие требовало 2 5 тыс. трудодней; скотоводство - 2,2 тыс.; строительство-1,5 тыс.; изготовление орудий-1 тыс.; итого - 7 2 тыс. трудодней в год. 11 тыс. трудодней следует от­вести на женский труд по домашнему хозяйству и на уход за детьми. Всего в таком случае получается 7,2+11 = 18,2 тыс. трудодней. Если из 33 тыс. потенци­ально возможных трудодней вычесть 18,2 тыс., то в остатке будет 14,8 тыс. трудодней.

В этих весьма и весьма ориентировочных расчетах мы не видим ни охоты (а она, несомненно, отнимала много времени и сил), ни походов за кремнем в Копет­даг, ни заготовки топлива, на что расходовалась значи­тельная часть из тех трудодней, которые числятся у нас в остатке.

Однако джейтунцы не только работали: они, несом­ненно, отдыхали и развлекались, собирались вместе, что­бы обсудить общие дела и помолиться богине плодоро­дия. Словом, у них была своя общественная, семейная и духовная жизнь.
 
 


Раздел: История и археология Южной Туркмении



« Предыдущая страница | Страница 4 из 4


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Рок московского гербаМосква мистическая »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Марсово поле
Портрет Вавы
Меч из рыбьего носа

Ольга: Княгиня с характером



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне