Опубликовано: Февраль 26, 2011

Общественная и хозяйственная жизнь джейтунцев - На водопоях Караси

На кого же, как и с каким оружием охотились джей­тунцы?

   Определение А. И. Шевченко костей, найденных при раскопках Джейтуна, говорит о том, что жители посе­ления добывали джейранов, куланов, кабанов, волков, лисиц, диких (мелких) кошек и зайцев. Так как вопрос об овцах и козах до конца не ясен, то мы можем от­нести этих животных и к домашним и к диким формам. Возможно, джейтунцы уже имели домашних овец и коз, но продолжали, в то же время, охотиться на их диких сородичей. В таком случае перечень зверей, добываемых на охоте, следует пополнить дикими баранами и безоаровыми козлами.

Перечень этот не случаен. Ведь в него входят типич­ные животные подгорной полосы, и поныне обитающие в этом районе; за прошедшие тысячелетия изменилось лишь то, что кулан здесь к настоящему времени выбит, а дикие бараны и козлы оттеснены в труднодоступные для человека горные районы.

За то, что список не случаен, говорит и то, что если мы посмотрим, на кого охотились жители других посе­лений подгорной полосы, то увидим, что в неолите, энеолите и бронзе перечень дичи практически не менял­ся - колебалось, лишь процентное соотношение между добываемыми видами.

Действительно, работами Н. М. Ермоловой установ­лено, что древние земледельцы Южного Туркменистана добывали таких животных, как кулан, джейран, безоаровый козел, дикий баран, волк, кабан, сайга, лисица. Найдены также кости каких-то птиц. Разница явно слу­чайная: на Джейтуне не найдено костей сайги и птиц, а на других захоронах - диких кошек и зайцев. Все различия приходятся или на виды, кости которых плохо сохраняются (птицы), или на те, которые были второстепенными объектами охоты (сайга, дикие кошки), т. е. их добывалось настолько мало, что вероятность нахождения останков этих животных крайне незначительна. Основные же объекты охоты (кулан и джейран среди копытных, и волк среди хищных животных) представлены почти на всех поселениях подгорной полосы.

Любопытно, что такие хищники, как леопард, самое обычное животное Копетдага (а в прошлом и подгорной полосы), и похожий на него гепард, характерный обитатель равнин Туркменистана, не входили, по-видимому, в число объектов охоты, так как их кости (как и кости третьей крупной кошки этого региона - тигра) не найдены ни на одном из поселений древних земледель­цев.

В то же время обитатели Прикопетдагской подгор­ной полосы знали леопарда (или гепарда), ибо изобра­жение какой-то (дать точное определение вида на ке­рамике не так-то просто) из этих кошек встречается на расписных сосудах Карадепе. На поселении же Песседжик-депе, существовавшем в джейтунскую эпоху, на стене дома обнаружена роспись с поразительным по реализму изображением стоящего леопарда. Так чтя крупных кошек джейтунцы, несомненно, знали, но костей этих хищников, повторяем, не найдено. На этой загадке мы остановимся в главе, посвященной Кара-депе, а теперь перейдем к орудиям охоты.

Лук и стрелы появились в мезолите (а может быть, и несколько раньше); в неолите они широко распространились по земному шару. Были они - почти наверняка - ив Джейтуне, хотя обычных кремневых наконечников стрел здесь и не найдено. Раз не было обычных наконечников, значит, джейтунцы использовали стрелы с наконечниками из геометрических микролитов. Это мог быть и один микролит (скажем, треугольной формы), и несколько, из которых изготовляли составные наконечники. Такие стрелы с микролитами в качестве наконечников обнаружены в Дании, причем в торфянике сохранились даже деревянные древки стрел.

Археологи предполагают, что в качестве охотничьего оружия джейтунцы применяли и пращу, ядра для которой найдены как на Джейтуне, так и на других поселениях подгорной полосы.

Так как не сохранилось никаких свидетельств, как именно охотились джейтунцы, нам остается лишь высказать некоторые предположения. При этом мы будем опираться на такие данные, как природные условия; поведение и биология животных, с которыми имели де­по джейтунские охотники; возможности оружия; неко­торые этнографические и исторические параллели. Начнем с безоаровых козлов и диких баранов.

Если джейтунцы охотились на них в холмистых пред­горьях, то там возможна была охота с подхода. Что-ли­бо определенное об этом сказать, однако, невозможно, ибо мы не знаем силу боя джейтунских луков и потому не можем хотя бы примерно прикинуть, насколько близко нужно было подбираться к животным. Но в предгорьях, среди холмов, возможна и охота загоном. Группа пеших загонщиков вполне могла нагонять стада диких баранов или козлов на затаившихся стрелков.

Если же безоаровые козлы и дикие бараны обитали в те времена и на подгорной равнине, скажем в окрест­ностях того же Джейтуна, то там пеший загон был, не­сомненно, более трудным делом: на безлесной равнине для загона требуется много людей, а джейтунцев все­го-то было человек полтораста. Зато на равнине, в сте­пях и пустынях, все копытные жестко привязаны к во­допоям, где их добывать легче всего, или стреляя из луков, или используя какие-либо ловушки.

Переходя к охоте на типичных животных степей и полупустынь - джейранов и куланов, следует сразу же исключить конную охоту, столь широко распространен­ную в последующие эпохи, так как лошадей у джейтун­цев не было. Как же в таком случае они могли добы­вать джейранов и куланов?

В. И. Сарианиди так описывает охоту джейтунцев на Джейранов. Ночью, пишет он, разведчик выследил место отдыха джейранов среди барханов. Днем, когда жара «пригнула» стадо к земле и «разомлел вожак», охотни­ки подползли к месту отдыха джейранов «с подветрен­ной стороны» и устроили избиение, после которого спаслась только часть стада - остальные животные до­стались охотникам.

Такая картина охоты представляется нереальной. Во-первых, охотиться в полдень, в туркменскую жару, практически невозможно (особенно «подползать»). Во-вторых, даже если бы это было физически выполни­мым, то добыча была бы весьма небольшой: ведь стадо не могло быть окружено, учитывая малочисленность джейтунцев. К тому же подбираться приходилось, по словам В. И. Сарианиди, лишь с «подветренной сторо­ны» (что, несомненно), но никак не со всех сторон, так что об окружении не могло быть и речи. А раз так, то после первого же залпа стрелами стадо должно было умчаться. Большое же число животных сразу на месте не уложишь: совершенно нереально, чтобы группа охот­ников одновременно вышла («выползла») на исходную позицию; чтобы перед всеми оказались бы звери в удоб­ном для стрельбы положении; чтобы, наконец, все охотники попали каждый в убойное место того живот­ного, в которое они целились... Повторить же выстрел из лука в таких условиях нельзя, ибо животные после первой же тревоги моментально умчатся, включая, кста­ти, даже и тяжелораненых: джейраны очень крепки на рану.

Исходя из сказанного, можно предположить, что охо­та велась совсем иначе. Все было гораздо и проще и легче. Хорошо известно, что джейраны и куланы в жар­кое время года регулярно посещают водопои. Поэтому охота, скорее всего, там и велась, тем более что подка­раулить этих зверей у воды не столь уж сложно. И в этом смысле, как мне кажется, охота на джейранов и куланов в эпоху неолита ничем в принципе не отлича­лась от охоты в последующие времена, включая и на­чало нашего столетия. Вот что рассказывает в своих очерках один русский охотник, стрелявший джейранов почти точно в тех местах, где на них охотились и джей­тунцы.

«Джейраны, в общем, строго придерживаются одно­го и того же места водопоя и пастьбы... Поэтому охот­ник засветло выбирает удобное место для засады, ого­раживает его бурьяном или же вырывает яму, в коей и сидит». «Джейраны, томимые жаждой, целыми стада­ми ночью подходят к степным станциям и попадают под выстрелы из засад. Несмотря на трудность ночной стрельбы, случаи добыть за ночь 2-3 джейранов на ружье не редкость. На некоторых станциях вблизи Ашхабада, например Баба-Дурмазе, такие ночные охоты в летние месяцы прошлого года производились почти ежедневно». «Трудно себе представить то огромное количество джейранов, которое ежегодно убивалось, и главным образом, на ночных охотах». Дневная же охо­та настолько «трудна», что «очень мало» кто ею зани­мается.

 1 2 3 4 

 в начало статьи  Общественная и хозяйственная жизнь джейтунцев

 


Страница 1 из 4 | Следующая страница »


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Рок московского гербаМосква мистическая »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пастух
Засохшее дерево
Первобытные люди

Некогда запрещенные японские эротические гравюры выставлены в галерее Sotheby’s в Гонконге.



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне