Опубликовано: Февраль 26, 2011

Как уже не раз говорилось, основными зерновыми культурами у джейтунцев были пшеница и ячмень. Так как в подгорной полосе эти злаки не произрастают, то джейтунцы, видимо, принесли их с собой, со своей пра­родины. Ведь район обитания их предков был в то же время и одним из центров происхождения культурных Растений. Детально проблему таких центров разрабо­тал выдающийся советский биолог, путешественник и общественный деятель Н. И. Вавилов.

Талантливостью, разносторонностью дарований, ши­ротой интересов Н. И. Вавилов чем-то напоминал П. Семенова-Тян-Шанского. Н. И. Вавилов был гене­тиком и селекционером, географом и путешественником, президентом ВАСХНИЛ и президентом Всесоюзного географического общества, создателем уникальной ми­ровой коллекции культурных растений Всесоюзного ин­ститута растениеводства (ВИР) и членом ВЦИК. Он был автором «Закона гомологических рядов в наслед­ственной изменчивости» и многих работ по происхожде­нию культурных растений. Блестящие научные работы, многочисленные (и весьма результативные) экспедиции, яркость таланта, высокая принципиальность - все это создало Н. И. Вавилову мировую известность. «Много­гранность его научных исследований, - пишет советский селекционер, академик ВАСХНИЛ Н. А. Майсурян, - позволила Н И. Вавилову поднять в науке такие мощ­ные пласты, разработка которых была посильна только его научному гению».

Н. И. Вавилов прозорливо связал вопросы происхож­дения домашних животных и культурных растений с проблемой возникновения древних цивилизаций. Он пи­сал: «Проблема происхождения домашних животных так же, как происхождения культурных растений, свя­зана с историей народов: она есть часть истории материальной культуры... география первобытных цивилизаций мира совпадает в значительной мере с географией мирового распределения первоисточников культурных растений».

Н. И. Вавилов установил, что центры происхождения культурных растений находятся в горных районах; среди семи таких центров он выделил и Юго-западный азиатский, куда включил Малую Азию, Кавказ, Иран, Аф­ганистан, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию. Здесь, полагал Н. И. Вавилов, возникли многие виды пшеницы, ржи, различные зернобобовые, дыня, лен, ряд плодовых культур и овощей, так что один этот центр дал около 14% всех культурных растений, используемых человечеством.

В более поздней работе он разделил этот центр на два - Среднеазиатский и Переднеазиатский. В последний Н. И. Вавилов включил Малую Азию, Закавказье, Иран и горы Туркмении. В списке культурных растений этого очага (или центра) числится 84 растения. Заканчивая главу о Переднеазиатском очаге происхождения культурных растений, Н. И. Вавилов писал: «Этот очаг замечателен, прежде всего, исключительным богатством видов культурных пшениц...

 В Передней Азии сконцент­рирован мировой потенциал европейского плодоводст­ва... Новейшими данными показано, что все мировое виноградарство, весь основной ассортимент винограда заимствованы из Передней Азии... Из Передней Азии ведут свое начало важнейшие кормовые травы».

В рассказе о Копетдаге мы уже перечисляли расту­щие там плодовые деревья и кустарники, многие из ко­торых были впоследствии введены человеком в культу­ру; к ним остается теперь добавить встречающиеся в этих же горах дикую пшеницу и дикий ячмень, лен и люцерну, клевер и различные огородные растения. И сейчас в Копетдаге можно видеть заросли дикого яч­меня, местами образующего сплошной покров. А к во­стоку от этих мест, недалеко от афганской границы, ди­кого ячменя так много, что до Великой Октябрьской социалистической революции русские переселенцы пы­тались даже косить и обмолачивать его. Этому, однако, мешали ломкость колосьев и небольшие размеры зерен; зато дикий ячмень с успехом использовался как кормо­вое растение.

Так что предки джейтунцев жили, можно сказать, среди зарослей дикого ячменя и дикой пшеницы, зерна которых они собирали и использовали в пищу; когда же обитатели гор двинулись на поиски лучших мест, они захватили с собой и зерна этих злаков. Так пшеница и ячмень попали в Прикопетдагскую подгорную полосу.

Итак, Южный Туркменистан не случайно оказался одним из тех мест на земном шаре, где земледелие воз­никло в глубокой древности. Этому способствовали и благоприятные природные условия, и наличие племен охотников-собирателей, находящихся на достаточно вы­соком уровне развития и готовы, поэтому сделать сле­дующий шаг - перейти к земледелию и скотоводству.

Переход к земледелию - один из главных факторов, способствовавших росту производительности труда и накоплению богатств. Земледелие стало более надеж­ным источником получения пищи, нежели охота, рыбо­ловство и собирательство, почему переход к нему сразу же сказался на численности населения: оно стало воз­растать быстрее, чем при присваивающем хозяйстве. Наконец, регулярное употребление в пищу продуктов земледелия имеет огромное значение для человеческого организма, который с этими продуктами получает большое количество столь необходимых ему углеводов.

Переход к земледелию важен еще и потому, что он дал мощный импульс развитию знаний и, в конечном счете, способствовал появлению современной науки. Занятие земледелием невозможно без знания того, как и когда сменяются времена года, без некоторых, пусты самых элементарных, познаний в почвоведении и агрономии, метеорологии и ботанике, без создания календаря и первых ростков астрономии. Не случайно поэтому, что именно земледелие стало основой всех высоко­развитых культур и возникших на их базе цивилизаций.

Но, оказывая такое могучее воздействие на все стороны жизни людей, земледелие - притом уровне развития культуры - неизбежно должно было восприниматься не только как некое реальное явление, но и как нечто сверхъестественное, дарованное богом, а потому и зависящее от него.

Недаром все земледельческие народы с поразитель­ным единодушием считали земледелие даром богов. Древние вавилоняне верили в Таммуза - бога зерна и плодородия, подателя влаги и жизни; древние египтяне считали, что Осирис, бог умирающей и воскресающей природы, был и богом зерна. Как говорится в одном древнем тексте, Осирис принес людям «немирный свой злаки пищу». В Ветхом завете можно прочитать, что бог дал людям «всю зелень травную в пищу» (Бытие, 1,30). Деметра, рассказывали в своих мифах древ­ние греки, научила людей возделывать нивы, дала ив семена пшеницы, за что и почиталась как богиня плоде родия и земледелия...

в начало статьи Жизнь Джейтунцев - поселения и сельское хозяйство




« Предыдущая страница | Страница 4 из 5 | Следующая страница »


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Кремлёвские звёздыРок московского герба »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Красная фигура
Мужчина и женщина. Фрагмент
Боевые слоны из прочих регионов ( Китай, Средняя Азия и др. )

Четыре одностворчатые внутренние двери



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне