Опубликовано: Февраль 19, 2011

Открытие Джейтуна

   Когда говорят или пишут об открытии Джейтуна, обычно называют несколько имен, в том числе и ашхабадского археолога А. А. Марущенко, сыгравшего не­малую роль в изучении культуры древних земледельцев. Просматривая работы по этой проблеме, можно узнать, что именно он открыл такие исторические памятники, как Монджуклы-депе и Баба-Дурмаз (1935 г.), Тоголок-депе (1939 г.), Бамийское поселение (1951 г.), Чопан-лепе (1952 г.), а также Елен-депе. Шор-депе, Тайчанак-Депе и многие другие...

А. А. Марущенко с неутомимостью первопроходца открывал все новые и новые памятники, собирал «подъ­емку» - тот материал, который лежал непосредственно на поверхности холма, закладывал шурфы, производил небольшие раскопки... И получилось так, что его упоминают, чуть ли не во всех работах, посвященных древнеземледельческим культурам Средней Азии, но на тру­ды его ссылаются очень редко. И не потому, что они ненадежные, сомнительные - нет, просто их крайне мало. Ведь огромное большинство собранных А. А. Марущенко материалов так и осталось неопубликованным. Не приходится поэтому удивляться, читая об А. А. Марущенко такие, например, строки: «Им собран большой материал, к сожалению почти совершенно неопубликованный».

Все это написано вовсе не в плане осуждения или хотя бы критики - такова характерная особенность дея­тельности А. А. Марущенко. В самом деле, одни входят в историю науки грандиозными раскопками, другие - смелыми гипотезами, третьи - монументальными моно­графиями, четвертые - и тем и другим одновременно. Марущенко вошел в историю изучения древних земле­дельцев как первооткрыватель, проложивший путь по­следующим экспедициям. Так что этот ашхабадский археолог внес свой вклад - и, добавим, немалый - в изучение древней культуры Туркмении. Исследование Джейтуна также связано с его именем.

В 1937 г. от одного из жителей селения Киши, Ашхабадского района он получил сведения о том, что в 30 км к северу от Ашхабада есть место, где часто находят кремни - прямо посреди песков. Это песчаный бугор, называемый местным населением Чакмакдаш-бейик, т. е. «возвышение с каменными кресалами». Рядом с ним расположена водосборная яма, именуемая Джейтун. Позднее, когда бугор был обследован и здесь нашли древнее поселение, его так и назвали - Джейтун.

Но тогда, в 1937 г., бугор назывался иначе, и вот до него-то и добрался неутомимый ашхабадский археолог и собрал подъемный материал, свидетельствующий о том, что памятник относится, скорее всего, к эпохе неолита. В 1944 г. окрестности Джейтуна были обследованы геологами. Но по-настоящему работы на этом посе­лении начались лишь после создания в 1946 г.

ЮТАКЭ - Южно-Туркменнстанской археологической комплексной экспедиции, которая сыграла огромную роль в изучении древней и средневековой истории Туркмении. В течение многих лет эту экспедицию возглав­лял М. Е. Массой, и в то время, когда он проводил раскопки на Нисе, другой отряд этой же экспедиции - XIV - специально занимался изучением культуры древних земледельцев.

С 1952 г. во главе XIV отряда ЮТАКЭ встал Б. А. Куфтин, и эти работы развернулись на широком фронте. И хотя Б. А. Куфтину удалось поработать в подгорной полосе Копетдага всего один сезон, сделать он успел очень и очень много.

Б. А. Куфтин - советский этнограф и археолог известный, прежде всего, своими блестящими археологическими исследованиями в Триалети (Грузия) и получивший Государственную премию СССР (1942 г.) за монографию об этих работах - Археологические раскопки в Триалети (Тбилиси) Т. I, 1941. Приехав в 1952 г. в Туркмению, Б. А. Куфтин с поразительной энергией (особенно удивительной, если учесть его возраст - как-никак 60 лет) и размахом приступил к решению узловых вопросов истории древнеземледельческой культуры. За два месяца, с 9 октября по 10 декабря, его отряд обследовал более 20 поселений, т. е. практически почти все известные в то время памятники первобытнообщинного строя в подгорной полосе Копетдага. «Работа, - писал Б. А. Куфтин, - велась в трех направлениях: а) маршрутных разведок, б) стратиграфических шурфо-вочных исследований и в) стационарных раскопок крупных строительных площадей».

На Джейтуне Б. А. Куфтин побывал дважды, вместе с А. А. Марущенко. Был заложен шурф, прорезавший культурный слой, собран подъемный материал; среди найденных предметов - обратите на это внимание - оказался и вкладыш от серпа. Но А. А. Марущенко даже после этой находки продолжал считать Джейтун лишь временной стоянкой охотников-собирателей диких растений - и ошибся... Куфтин же сразу (и совершенно правильно) охарактеризовал Джейтун как оседло-земледельческий памятник эпохи неолита. Вот его вывод, во многом определивший направление последующих работ: «Этот культурный слой, содержащий в себе образцы керамики с красным ангобом, состоящий из очажных отложений с пятью последовательными уплотненными слоями типа полов, кости животных и кремневые пластинки с обработкой, указывал на существование здесь, хотя и недолговечного, но оседлого поселения».

С большим подъемом Б. А. Куфтин готовился к обширным раскопкам следующего полевого сезона, когда несчастный случай внезапно оборвал жизнь яркого, талантливого ученого. Случилось это 2 августа 1953 г. ...

Во главе XIV отряда встал В. М. Массон, приступив­ший с 1955 г. к раскопкам Джейтуна. Активное участие в них принимали археологи И. Н. Хлопин и В. И. Сарианиди. Именно эта «бригада» и раскопала Джейтун. Раскопки поселения велись в очень тяжелых, изнуряющих условиях. «Часто песчаные бури, - вспоминает В. И. Сарианиди, - на несколько дней прерывали работы - археологам и рабочим приходилось отсиживаться в наглухо застегнутых палатках. Песчаные лавины начисто заметали раскопы. Приходилось по нескольку раз откапывать уже знакомые места. Работе мешала и каракумская жара».

Раскопки 1958 г., когда археологи вскрыли центральную часть поселения и получили массовый материал, позволили ввести в науку термин «джейтунская культура», получивший с тех пор широкое распространение. К концу полевого сезона 1963 г. Джейтун был раскопан почти целиком, что дало ценнейшие материалы, составившие эпоху в изучении древнеземледельческих культур Средней Азии. Причем все находки тщательно изучены и опубликованы - наиболее полно в итоговой монографии В. М. Массона «Поселение Джейтун».

Так что же мы знаем сегодня о Джейтуне и его обитателях?


Раздел: История и археология Южной Туркмении


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Сухаревка: Тень тайной башниСтаринные тайны Марьиной Рощи »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Автопортрет с часами. Перед распятием
Портрет мужчины
Выставка «Парижская школа, Русские художники» в Париже с 20 марта по 16 мая

Эдинбургский замок: Призраки великой Шотландии



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне