Опубликовано: Январь 3, 2011

Пшеница и ячмень в Триполье

Изучение жилищ родового поселения Котломийщины и Владимировки дало новые материалы для характеристики хозяйственной жизни Триполья. Еще Хвойко открыл в раскопках трипольских памятников остатки культурных растений и в своем докладе на XIII археологическом съезде поднял вопрос о земледелии в Триполье и о местном его происхождении.

 

сосуды с чёрной и красной росписью из триполья

 

Какими же данными располагают сейчас археологи по этому вопросу? Во время раскопок поселения Коломийщины-I мы обратили внимание на то, что слабо обожженная обмазка, из которой строят основу стен, пол, печь и другие части в трипольской доме, содержит в глиняной массе растительную примесь в виде зерен и мелких частей колосьев хлебных злаков. В результате производившихся специальных исследований этого рода растительных отпечатков было обнаружено налиме следов выгоревшего зерна, мякины, жмыхов, пшеницы, ячменя и проса. Так мы нашли еще одно убедительное доказательство тому, что племена, жившие в Днестровско-Днепровском бассейне в эпоху Триполья, занимались мотыжным земледелием и возделывали пшеницу, ячмень и просо.

 

реконструкция трипольских жилищ

 

Раскопки на поселении Коломийщина-I помогли нам узнать, как древние трипольцы обрабатывали землю и снимали урожай злаков. Мы нашли костяной серп больших размеров, сделанный из лопатки быка или коровы. Этим серпом древняя жница срезала колосья. Но, видимо, более распространенным был способ срезывания колосьев кремневыми пластинами, которые вставлялись в костяную или деревянную основу серпа.

В примеси глиняной обмазки не обнаружено ни соломы, ни целых колосьев. В то же время среди отпечатков половы часто попадаются отпечатки зерен, иногда не освобожденных даже от колосковых пленок. Это дает некоторое основание предполагать, что, вопервых, при сборе урожая, возможно, снимали не все растение полностью, а только одни колосья, без соломы, вовторых, способ обмолота, очевидно, был таков, что колосья хотя и раздроблялись на мелкие части, но зерно при этом полностью не вымолачивалось и не очищалось от пленок, вследствие чего значительное количество его оставалось в мякине, в жмыхах и вместе с растительной примесью попадало в глиняную обмазку. Возможно, что колосья просто растирались между ладонями или же растаптывались ногами, как это до сих пор практикуется у некоторых народов.

Если способ молотьбы у древних трипольцев остается пока еще не разъясненным, то способ переработки зерна можно установить с достаточной отчетливостью. Обычными орудиями для размола зерна были каменные зернотерки: каждая состоит из двух частей - нижнего широкого плитообразного камня с верхней выглаженной, часто слабо вогнутой рабочей стороной и верхнего небольшого камня (песта) шаровидной формы. Материалом для зернотерок служили наиболее распространенные местные разновидности камня: гранит, гнейс, песчаник и т. д.

 
сосуды с чёрной росписью
 
В трипольских жилищах зернотерки обычно находятся неподалеку от больших сосудов, служивших вместилищами для хранения запасов. Они размещаются у противоположной от печки стены или же вблизи печей, рядом с большими чашами и горшками, которые служили посудой для приготовления пищи. На модели древних трипольских жилищ (Сушковка, Попудня) рядом с зернотеркой, помещенной на особом возвышении, изображена женская фигурка, склоненная над зернотеркой и растирающая зерно. Эти модели рассказали нам о том, как трипольские женщины превращали зерно в муку.


Раздел: По следам древних культур


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Андрей Курбский, бросивший вызов самому Ивану ГрозномуИван IV Грозный: Царь ненастоящий! »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Картина Сестры
Портрет артиста.
Царственный анекдот

Хатынь — история трагедии



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне