Опубликовано: Январь 2, 2011

Архитектурные взгляды

   Архитектурные взгляды развивались в пределах двух стилевых категорий: барокко, достигшего расцвета в 1750-е годы, и классицизма, который зарождался в то же десятилетие. Это определяло понятия красоты, представления о художественной ценности архитектурных произведений.

На протяжении первой половины столетия менялось понимание архитектуры и ее связей с остальными науками и «художествами». К середине века все более четко «свободные художества» (искусство) отделяются от «механических» (ремесло). Первые начинают выявляться иными гранями человеческого мышления, утверждается самостоятельная художественная ценность произведений искусства, их право на свои законы развития. Происходит это постепенно, и в 50 - начале 60-х годов проявляется больше в отдельных замечаниях, общей художественной атмосфере, нежели в форме законченных сочинений.

В 1750-е годы начинается смена поколений. Впервые звучат имена будущих творцов русской культуры последней трети XVIII в., тех, кто родился в конце 20-х и в 30-е годы и к которым так органично примкнули впоследствии их младшие «единомышленники». Причем процесс этот оказывается относительно единым для всех областей русской жизни. Именно тогда зарождаются взгляды, получившие развитие в последующее время, все отчетливее прослеживается стремление, исторически осмыслив путь предшествующих десятилетий, обратиться к иным эстетическим идеалам. Наступила эпоха классицизма.

Особое место в этом процессе заняли 1760-е годы. Архитектурно-художественная жизнь той поры являла собой весьма пеструю картину. Это были годы сохранения устойчивых эстетических вкусов, воспитанных на искусстве барокко и время, когда все решительнее отвергались прежние художественные критерии.

Новый художественный «вкус»

   Завершалось строительство ряда крупных зданий барокко. Наследие барокко, высокое мастерство, красота архитектурных форм, эффект их композиционного построения в произведениях середины XVIII в. сохраняли свою эстетическую ценность и для тех зодчих, чье художественное мышление складывалось под воздействием законов классицизма. Пример тому - раннее творчество В. И. Баженова и М. Ф. Казакова.

Вместе с тем, новый художественный «вкус», смена направлений («манер») ощущались достаточно отчетливо. Этому немало способствовали публичные собрания Академии художеств, выставки проектов воспитанников Академии, для которых классицизм как стиль современной архитектуры стал непреложным фактом. Одновременно, в 1760-е годы, начинали возводить сооружения, которым суиедено было стать первыми произведениями архитектуры русского классицизма и в которых формировался новый художественный образ здания. Этим десятилетием датируется начало важных градостроительных работ. В 1762 г. была создана «Комиссия строения Санкт-Петербурга и Москвы», где разрабатывались также проекты реконструкции многих провинциальных городов. В основе плана перестройки, пострадавшей от пожара Твери (1763 г.) - идеи градостроительства классицизма: регулярность, упорядоченность, геометрическая четкость и целостность архитектурной композиции.

В общем процессе изменения характера русской художественной культуры второй половины XVIII столетия важную роль сыграли просветительские  идеи,  события  русской  общественной   жизни   1750-начала 1760-х годов. Развитие архитектурной мысли этого времени основывалось также на последовательном изучении наследия мировой культуры (в частности, античности), современной практики западноевропейских стран (прежде всего Франции и Италии), новых теоретических трудов, эстетических трактатов.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Михаил Никитич Романов: Жизнь за царя (16 век)Андрей Курбский, бросивший вызов самому Ивану Грозному »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Фабрика
Сенокос
Орадур — память о жертвах Второй мировой

Падение империи Наполеона III (Битва при Седане)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне