Опубликовано: Январь 2, 2011

Воздействие архитектурной теории на художественную природу эпохи

   В известном смысле Голицына можно назвать преемником Антиоха Кантемира. С 1738 г. Кантемир представлял Россию в Париже, в доме его бывали писатели и художники, его библиотека считалась одной из лучших. Их объединяет стремление ознакомить русского читателя с последним и важным «слоном» европейской культуры. И оба они равно много сделали для развития культурно-просветительских связей России и Западной Европы.

Кантемиру, как известно, принадлежит заслуга перевода одного из важных сочинений XVIII в. - труда Бернара Фоитенеля «Разговоры о множестве миров...». Голицын же первый познакомил русского читателя со взглядами Дидро на искусство: названное выше письмо написано на основе тогда еще не опубликованных «Опытов о живописи». Переведенная на русский язык (Голицын писал по-французски), рукопись была прочитана в торжественном собрании петербургской Академии художеств. Затем письмо это, вероятно, несколько раз переписывалось: сохранился, например, его сокращенный вариант.

Голицыну Академия художеств обязана также присылкой новых книг, ему специально заказываемых, и заботой о пенсионерах, приезжавших в Париж. Не раз они сообщали о своем посещении русского посла, через которого они попадали к Дидро, в мастерские художников. Именно Голицын настаивал на записях пенсионерами вновь увиденного - для него это одно из средств воспитания художественного вкуса.

Но вместе с тем работа эта типична в общем для русских эстетических взглядов 60-х годов. Останавливаясь на ряде важных проблем вводя новые критерии, Голицын в своих принципиальных положениях целиком отходит от эстетических воззрений барокко.

Но для нас важно отношение к античности как к наследию, которое не закрывает ценности современного искусства.

Пройдет совсем немного времени и бывший ученик Академии художеств В. И. Баженов выступит с речью, где эти проблемы получат свое дальнейшее развитие.

Наука об архитектуре и архитектурная теория, архитектурные взгляды и эстетические воззрения - их эволюция отразила, сложно и опосредованно, некоторые общие закономерности развития русской культуры первой половины XVIII в. Обладая собственной значимостью, архитектурная мысль стала одновременно фактом русской духовной жизни, оказавшей самостоятельное воздействие на художественную природу эпохи.

Развитию архитектурной науки в России способствовали самые различные люди: от тех, кто принадлежал к просвещенным кругам, кто много ездил и много видел до безвестных учеников. Здесь и первый переводчик трактата Палладио - Долгоруков, и справщики Московской типографии и человек, возглавивший «Комиссию о Санкт-петербургском строении», мечтавший создать Академию архитектуры - П. М. Еропкин. Библиофил, филолог и историк А. И. Богданов создал первое сочинение по истории русской архитектуры, первый научный очерк о Петербурге, Знавший несколько языков, Стефан Савицкий в 1757 г. закончил первый для России перевод трактата Витрувия.

На разных этапах архитектурная теория оказывается связанной с различными областями русской культуры. Восприятие архитектурной науки в аспекте русской художественной культуры, научно-познавательная роль архитектурных сочинений и все возраставшая необходимость соотнести теорию с практикой сменяются на рубеже веков подчеркнуто утилитарной ориентацией. Однако скромные переводы 1700-х годов, будничные и конкретные имели, существенное значение для изменения традиционного мышления. Складывалось новое понимание красоты в архитектуре, новая эстетическая концепция. Обогащались представления о западноевропейской культуре. В этом процессе важными стали первые поездки архитектурных учеников в Голландию и Италию.

Наряду с отношением к теории как к инструменту практики продолжало существовать и развиваться более сложное понимание архитектурной науки. Постепенно складывалось понимание ценности трактата как такового, менялось отношение к подлиннику. Все более сложными становились представления об архитектурном образовании. Созданием петербургской Академии художеств как бы подводился итог целому ряду проектов, возникавших в эти десятилетия.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Новгородцы идут на восток (средневековая Русь)Михаил Никитич Романов: Жизнь за царя (16 век) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
картина Октябрь. Пейзаж. Формула :: Pavel Filonov
Падение Икара
Королева Теоделинда не уберегла Рим от разграбления

Правители земли Русской



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне