Опубликовано: Январь 2, 2011

Воспитательное училище и организация Академии

   Теперь при Академии создается специальное Воспитательное училище, а к 1766 г. завершается и формальный этап ее организации: отныне она - единственная Академия художеств в России. Начинается строительство академического здания, устраиваются ежегодные торжественные собрания, публичные экзамены, выставки.

Начало официальной публичной жизни Академии способствует появлению специальных сочинений по искусству, ведь до этого, в 50-е годы, вопросы искусства привлекались лишь в связи с другими проблемами. Сочинения эти в основном двух родов: учебники - «краткие руководства», «наставления», «лексиконы», «разговоры» и речи, произносимые по разным торжественным случаям. Последние представляют наибольший интерес, ибо их авторы затрагивали при этом ряд общих и важных тем.

Жанр торжественных речей был, как известно, широко распространен в России (пример тому несколько изданий речей на ежегодных собраниях Академии наук 1730 -1750-х годов) и в Западной Европе XVIII в. Этому жанру следовали и выступавшие в стенах Академии художеств.

К этому следует прибавить и речи, произносимые по случаю избрания почетными членами Академии. Из них наиболее интересны дошедшие до нас речи Г. Н. Теплова (1765 г.) и Д. А. Голицына (1766 г.). Первый выступил сам, второй прислал рукопись из Парижа. Оба они получили дипломы с текстом: «за знание, любовь и почтение к достохвальным художествам» (остальные - «за любовь и почтение»).

При всем различии положения, взглядов, образования названные работы объединяют признание высокого просветительного и патриотического смысла «свободных художеств», их связи с наукой, отделение от ремесла и т. п.

   Организация Академии по видам искусств усиливала соответственно интерес к их специфике. До этого пафос гармоничного воспитания, утверждение общности науки и художеств как бы заслоняли на первое время их различия. Вопросы мастерства, жанры и виды искусства к общим рассуждениям о художествах доселе как бы не имели отношения, оставаясь в ведении специалистов, авторов узкоспециальных учебных руководств.

В историко-философских же сочинениях 1750-х годов, где «свободные художества» трактовались как некое общее понятие, виды искусства в лучшем случае лишь назывались. Мы уже говорили, что в таких рассуждениях, на первое место выходит архитектура. Но лишь в сочинениях 1760-х годов начинается более основательный разговор об архитектуре, живописи, скульптуре. Складываются новые критерии; эпитеты и определения этого времени сохраняются и в последующих работах.

Прославление древности, «золотого века» Афин и античного Рима - непременная часть многих работ этого времени. Об этом уже говорилось. Но прежде, несколько лет назад - в конце 1750-х годов - в центре внимания была античная история, литература. Теперь все большую роль начинают играть пространственные искусства. Осведомленность авторов сказалась больше в текстах о живописи и скульптуре, что не случайно, - в этом традиции западноевропейских изданий прошлых веков. При описании произведений искусства, в частности архитектуры, сравнение с античностью становится одним из важных критериев качества.

«Она древностью благороднее», - сообщает Ломоносов о столице России Петербурге.  Для него в том - одна из высших похвал. Со ссылки на Плиния, начинает свою речь и Теплов и делает это со знанием литературы, латинских источников - ведь он был переводчиком.

Письмо Теплова выдержано в стиле «Ежемесячных сочинений...», трудов членов Академии наук. В этом смысле оно было традиционно, если можно считать для середины 60-х годов традицией литературу 50-х.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « От кубышки до сберкнижкиНовгородцы идут на восток (средневековая Русь) »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Пара на красном фоне
    Молодые дубки
    Компас викингов

    Святой Илья



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне