Опубликовано: Январь 2, 2011

Воспитательное училище и организация Академии

   Теперь при Академии создается специальное Воспитательное училище, а к 1766 г. завершается и формальный этап ее организации: отныне она - единственная Академия художеств в России. Начинается строительство академического здания, устраиваются ежегодные торжественные собрания, публичные экзамены, выставки.

Начало официальной публичной жизни Академии способствует появлению специальных сочинений по искусству, ведь до этого, в 50-е годы, вопросы искусства привлекались лишь в связи с другими проблемами. Сочинения эти в основном двух родов: учебники - «краткие руководства», «наставления», «лексиконы», «разговоры» и речи, произносимые по разным торжественным случаям. Последние представляют наибольший интерес, ибо их авторы затрагивали при этом ряд общих и важных тем.

Жанр торжественных речей был, как известно, широко распространен в России (пример тому несколько изданий речей на ежегодных собраниях Академии наук 1730 -1750-х годов) и в Западной Европе XVIII в. Этому жанру следовали и выступавшие в стенах Академии художеств.

К этому следует прибавить и речи, произносимые по случаю избрания почетными членами Академии. Из них наиболее интересны дошедшие до нас речи Г. Н. Теплова (1765 г.) и Д. А. Голицына (1766 г.). Первый выступил сам, второй прислал рукопись из Парижа. Оба они получили дипломы с текстом: «за знание, любовь и почтение к достохвальным художествам» (остальные - «за любовь и почтение»).

При всем различии положения, взглядов, образования названные работы объединяют признание высокого просветительного и патриотического смысла «свободных художеств», их связи с наукой, отделение от ремесла и т. п.

   Организация Академии по видам искусств усиливала соответственно интерес к их специфике. До этого пафос гармоничного воспитания, утверждение общности науки и художеств как бы заслоняли на первое время их различия. Вопросы мастерства, жанры и виды искусства к общим рассуждениям о художествах доселе как бы не имели отношения, оставаясь в ведении специалистов, авторов узкоспециальных учебных руководств.

В историко-философских же сочинениях 1750-х годов, где «свободные художества» трактовались как некое общее понятие, виды искусства в лучшем случае лишь назывались. Мы уже говорили, что в таких рассуждениях, на первое место выходит архитектура. Но лишь в сочинениях 1760-х годов начинается более основательный разговор об архитектуре, живописи, скульптуре. Складываются новые критерии; эпитеты и определения этого времени сохраняются и в последующих работах.

Прославление древности, «золотого века» Афин и античного Рима - непременная часть многих работ этого времени. Об этом уже говорилось. Но прежде, несколько лет назад - в конце 1750-х годов - в центре внимания была античная история, литература. Теперь все большую роль начинают играть пространственные искусства. Осведомленность авторов сказалась больше в текстах о живописи и скульптуре, что не случайно, - в этом традиции западноевропейских изданий прошлых веков. При описании произведений искусства, в частности архитектуры, сравнение с античностью становится одним из важных критериев качества.

«Она древностью благороднее», - сообщает Ломоносов о столице России Петербурге.  Для него в том - одна из высших похвал. Со ссылки на Плиния, начинает свою речь и Теплов и делает это со знанием литературы, латинских источников - ведь он был переводчиком.

Письмо Теплова выдержано в стиле «Ежемесячных сочинений...», трудов членов Академии наук. В этом смысле оно было традиционно, если можно считать для середины 60-х годов традицией литературу 50-х.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « От кубышки до сберкнижкиНовгородцы идут на восток (средневековая Русь) »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Пловцы
    Нарвские ворота
    Трагедия ошибок (Битва при Ватерлоо)

    Метательное оружие чакра: Смерть на пальце



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне