Опубликовано: Январь 1, 2011

Путь "пенсионеров" в архитектурной науке

   Понять это помогают отчасти путевые журналы и отчеты самих пенсионеров, сообщения Голицына, Шувалова, некоторых комиссионеров. Журналы и дневники не только сохранили ценные материалы о работах художников, но и позволяют представить их маршруты, отношение их к западноевропейскому художественному наследию. Развивая способность к абстрактному мышлению, они могли отчасти стать своего рода конспектами, прообразом будущих лекций, ведь с именем многих из пенсионеров 60-х годов связана целая эпоха в истории Академии художеств.

В 1760-е годы обычай вести журнал был еще в новинку, хотя жанр подобной литературы наверняка был хорошо известен.

Одинаков приблизительно и путь пенсионеров из Петербурга морем, затем Берлин - Амстердам - Брюссель - Париж и т. д. Некоторые до Берлина ехали через Польшу. Но в общем это был знакомый маршрут, по которому ехали все: ученые и купцы, путешественники и дипломаты, этим путем следовали в Россию, приглашенные зодчие, художники, музыканты, этот путь проделал Дидро. Та же скорость, те же почтовые станции... Но постепенно с каждым годом интерес русских путешественников к городам Германии с их средневековыми улицами, ратушами, соборами в духе северного барокко как бы приглушался - сказывалось воспитание в духе классицизма.

Баженов, Лосенко, Старов, Павлов были первыми, кто воочию увидел французский классицизм и кто хотел увидеть именно эти произведения, именно их считал современными, а знал по книгам и гравюрам, имевшимся в России. При этом знали, как отмечалось, далеко не все, а сведения о строительстве 50-х годов и вовсе были туманными. Более того, если Италия, где побывали некогда петровские пенсионеры, могла быть Баженову и Старову, тем самым, как бы психологически ближе, то Франция в этом смысле оставалась закрытой страной.

Но как бы то ни было, французская современная архитектура стала для первых пенсионеров подлинным открытием. Новым и необычным была обстановка мастерских, конкурсы, быт и общение с учениками других стран, новые книги (у Баженова, например, пропал в закладе целый сундук книг), практика на постройке известных мастеров классицизма. Аттестат Баженова подписали Леруа, Суффло, Габриэль; его учителем был Девальи к которому затем определяли Старова, а потом А. Иванова и Волкова.

Еще одна сторона художественной жизни тех лет не могла не привлечь внимание русских пенсионеров - тема античности. Рассказы о зарисовках и описание «древностей» - непременная принадлежность пенсионерских «репортов» и журналов. ( Путешествия по Италии тому премного способствовали )

Сложнее и многограннее станет для них архитектурная наука; они учатся постигать тайны красоты нового стиля. Все органичнее художественное сознание русского зодчего воспринимало классицизм; все более глубоко ощущали посланцы петербургской Академии художеств связь с европейской художественной жизнью. А французская и итальянская академии в свою очередь узнавали русских зодчих, чье мастерство они стали оценивать достаточно высоко.

Уже первые пенсионеры стремятся участвовать в конкурсах парижской Академии архитектуры (о чем сообщают Баженов и Старов), в конкурсах, для которых классицизм был непреложным законом. А в Петербурге тем временем Зимний дворец освобождается, наконец, от лесов, по соседству с ним строится Малый Эрмитаж, а на другой стороне Невы - здание для Академии художеств, устав которой был утвержден в 1763 г.

Как известно, к этому времени уже шли занятия, вскоре из Парижа вернулся Баженов, появились первые собрания произведений искусства, покупались книги, сложился порядок обучения. Президентом стал И. И. Бецкой.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Иван Грозный: тиран или благодетельОт кубышки до сберкнижки »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Желтый-красный-синий
Аптека в Витебске
Широкое окно в стиле модерн с четырьмя верхними и четырьмя нижними створками

Лук: Смертоносный и презираемый



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне