Опубликовано: Январь 1, 2011

Формирование  классического образования русских зодчих

   В отношении же наследия Шувалов целиком на стороне новых увлечений. Книги и эстампы, посвященные античности, в основном Риму, в его собрании преобладали. А если вспомнить о сравнительно обширном издании античных авторов в конце 50-х годов, статьях в «Ежемесячных сочинениях», то создается довольно целостная картина. Античная скульптура, остатки «древностей» украшали и дворец Шувалова, который Екатерина окрестит «алансонскими кружевами» за декоративность и пластику, его парадного фасада, за сложность, виртуозность фантазии автора - В. Растрелли.

Так постепенно то один, то другой факт или событие обогащали представления о художественном наследии, так или иначе влияли на изменение вкусов.

Савицкий переводил, по уточнению В. П. Зубова, с парижского издания Перро 1684 г., т. е. перед нами - один из основных трудов французского классицизма. Но вместе с тем характерно, что переводится именно издание Перро, который не был таким строгим догматиком, как Блопдель, в споре с которым он отстаивал большую свободу обращения с классическим ордером. Характерно также, что перевод открывается изображением зала кариатид в Лувре, где барокко предстает во всем своем великолепии. Как широко стал известен этот перевод, мы не знаем, но уже самый факт достаточно примечателен.

Книга задумана как учебник. Не случайно здесь нет иллюстраций военных машин Витрувия - они не нужны. Но зато дается подробное построение ордеров, «образцы» античных храмов, пропорции человеческого тела и размеры «древняго римскаго и греческаго фута», «хижина» Витрувия. Наконец, самый характер перевода, не произвольный, но предельно точный, говорит о понимании ценности именно первоисточника, теоретического труда, а не практического руководства.

С Витрувия начался «Реэстр» Ухтомского, годом открытия академических классов датируется перевод Савицкого, спустя три года труд Блонделя возглавит список Никитина. Иными словами, формируется постепенно классическое образование русских зодчих, и характерно поэтому все более пристальное внимание к Витрувию.

1750-ми годами можно датировать еще два перевода. Это типичные практические руководства, в которых так же подробно рассматривается теория классических ордеров. В них больше рецептов, свободных сопоставлений, подробностей. Но и они весьма примечательны своим отличием от распространенных ранее сочинений.

Главным героем другой рукописи тех лет вновь становится Виньола. Материал в ней подается достаточно профессионально и четко. Но особенно характерен для середины столетия - это жанр рассуждений, жанр вопросов и ответов.

Гораздо шире были и представления о том, на что могут рассчитывать русские пенсионеры, что они увидят, и у кого будут заниматься. Но в целом все же первых пенсионеров ждали большие неожиданности, нежели их учеников в 70-90-е годы. По-прежнему, в воспоминаниях их учителей - петровских пенсионеров, Растрелли, приезжих мастеров (за исключением Деламота), а равно Ломоносова, Тредиаковского, самого Шувалова европейская архитектура представала, вероятно, прежде всего как архитектура барокко. Но уже четко определялись страны: Франция - Италия, академии Парижа и Рима.

И в эти академии ехали теперь не просто русский зодчий или художник: ехали посланцы Академии, ехали из Академии в Академию подобно тому, как академический университет посылал в университеты. И это ощущение сопричастности с художественной и научной жизнью Европы также в известной мере сказывается на отношении к таким поездкам. Настроение Баженова в этом смысле особенно показательно.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Князь в королевской мантии (13-й век)Иван Грозный: тиран или благодетель »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Симфония Шостаковича
Садовник
Бомбардировка Дрездена в 1945 году

Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк: Загадочное свидание



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне