Опубликовано: Январь 1, 2011

Академия художеств

   Немного барокко, немного классицизма, все это будто вне времени, конкретной архитектуры. Но в основе книг Блонделя-старшего и Блонделя-младшего - идеи классицизма. И это не могли не ощущать те, кто постигал по ним архитектурную науку.

Еще большие возможности раскрывала в этом плане организация Академии художеств. Ее проект предполагал приглашение иностранных профессоров, включение многих предметов и наук, обязательное изучение языков, ибо, как писал Шувалов, «многие молодые люди, которые, имея великую склонность, а более природное дарование, но не имея знания в иностранных языках, почему толкование своего мастера бы разумели, а еще меньше основания наук, необходимых к художеству».

Но главное - система обучения Академии с самого начала предполагала не только профессиональную подготовку в узком смысле этого слова, но и воспитание целостного художественного мировоззрения.

В свое время, в начале столетия, этому немало способствовало «пенсионерство». Обучение у европейских мастеров, пребывание в Голландии и Италии завершило формирование художественного сознания русского мастера-зодчего нового времени. Однако и Петр, и те, кто уезжал, думали о предельно конкретных деловых задачах, воспитание значило тогда обучение.

Шувалов же в 1753 г. мог рассматривать «пенсионерство» не только в плане профессионального мастерства, ведь тогда уже начал обсуждаться проект будущей Академии.

На рубеже 50-60-х годов просветительский аспект определяет основные начинания Академии, систему академического обучения. Другое дело - как это претворялось в действительности. Но уже самый факт, что в числе первых воспитанников Академии - студенты Московского университета, говорит о многом.

Общая духовная атмосфера

   За этими данными - сложный путь формирования сознания будущего зодчего русского классицизма. Великолепное мастерство искусства барокко становится для него на какой-то стадии той самой азбукой, профессиональной основой, которой отныне уже не ограничивается формирование его эстетических взглядов, но которая, однако, не потеряла для него своей ценности, привлекательности.

Общая духовная атмосфера торжества открытия университета и Академии, ощущение причастности к этим событиям, разговоры о будущем русского искусства (в просветительском аспекте) - в такой обстановке лишь следование по прежнему пути, «манере», еще не потерявшей в глазах современников своего обаяния, художественной ценности, могло казаться явно недостаточным. Новая Академия, новые ее задачи, заявка на важную роль среди европейских академий и поиски дальнейших путей развития русского искусства не могли не восприниматься как нечто единое, как комплекс взаимосвязанных тем и проблем.

В таких условиях направление, которое становилось постепенно общеевропейским архитектурным стилем, могло обрести в академической среде благодатную почву. Этому, как отмечалось выше, предшествовали и сопутствовали более общие процессы в русской культуре середины столетия, это совпало с изданиями новых журналов, появлением новых книг, новые тенденции настойчиво и более явственно ощущаются в философии, литературе, в исторической науке и т. д. В общий процесс включается и искусство. Для архитекторов же предчувствие нового, приятие новых взглядов и тенденций воплотились в поисках нового стиля.

Поэтому архитектурная наука, теория перестает постепенно восприниматься как этап первых лет обучения, она оказывается нужной зодчему, научившемуся строить. А в 50-е годы это определила и сама действительность: в Академию поступали не дети, а молодые люди, прошедшие определенный курс учения. Баженов, как предполагают, уже получал заказы.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Ладожское побоище: Забытая победа (12-й век)Князь в королевской мантии (13-й век) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Казнь
Башня царя Давида
Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк: Загадочное свидание

Царицы-затворницы



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне