Опубликовано: Январь 1, 2011

Трудности совершенствования художественного мышления

   Менялось тем самым художественное мышление, запросы и тех, кого посылали в Европу, и тех, кто их посылал. Предполагалось, вероятно, что поедут уже не столько учиться, сколько совершенствовать свое мастерство, свои знания, накопленные за несколько лет обучения в архитектурных командах и школах Петербурга и Москвы.

Однако знаний этих, во всяком случае, теоретических, оказалось явно недостаточно. При всем том, что в России к 1760-м годам имелись почти все распространенные в Европе издания, архитекторам они практически были не доступны. Раздел «Должности Архитектурной Экспедиции» о ценности библиотеки Академии наук для будущей Академии архитектуры (как, впрочем, вся «Должность») затерялся в бумагах Канцелярии от строений, сданных в тот же самый московский архив, где для Шувалова подбирали материалы о петровских пенсионерах.

Были в том и объективные трудности: книги дороги, достать их трудно, а со знанием языков по-прежнему обстояло плохо. Коробов, например, покупая для своей команды архитектурные книги, заплатил итальянскому купцу большую сумму. Даже зная о соответствующих книгах, быть может сами некогда постигавшие по ним архитектурную науку (у европейских учителей), русские мастера старшего поколения для своих учеников предпочитали минимум теоретической литературы.

Суть в другом: по-прежнему преобладало узкоутилитарное отношение к этим «основаниям». И потому, вероятно, достаточным оказывалось учить теорию (на что отводилось немало - 2-3 года) по нескольким книгам и увражам. Это была своего рода азбука, хотя и специальная, но ведь и об азбуке люди как будто забывают, научившись свободно читать.

В таком понимании архитектурная наука вряд ли могла играть важную роль в формировании собственно художественного видения зодчих.

Общие проблемы искусства, поиски законов красоты архитектуры, вопросы современного стиля («манеры», «вкуса») как будто незримо присутствуют в их работах, но не случайно потребность сказать об этом возникла не в художественной среде. Для этого оказался нужен иной склад ума, иное образование, связи с гуманитарными науками. Это вовсе не означает некую импульсивность, стихийность мышления: речь идет лишь об известной ограниченности архитектурных взглядов мастеров барокко, о своего рода психологическом тормозе, связанном с узостью представлений о роли и специфике теории, архитектурной науки.

Конечно, перечень книг - еще далеко не программа. Но по нему можно все же представить, что знал Ухтомский и, главное, что, по его мнению, должны были знать ученики.

Было бы неверно усмотреть в приведенном списке некую стилистическую ориентацию или, наоборот, смешение вкусов. Ухтомский лишь привлекал труды, по его мнению, главные и необходимые для обучения. Ведь это была не его библиотека, и мы лишь отчасти поэтому можем судить о его собственных знаниях. Но все же отношение Ухтомского к архитектурной теории из этого списка достаточно очевидно.

Так, к концу 1750-х годов книги французских классицистов попадают в школу русского мастера барокко. Это не удивительно было бы для петербургской Академии художеств тех лет, но для Москвы - явление редкое и тем более показательное.

Переиздания XVIII в. зачастую повторяли рисунки XVII; вновь и вновь появлялся собор св. Петра, произведения зодчих позднего Возрождения и т. п. Примеры с ордерами также стали давно привычными.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Загадки Ледового побоищаЛадожское побоище: Забытая победа (12-й век) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Супрематизм
картина Концерт
Поход Саргона против Урарту

Откуда ты, кольчуга?



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне