Опубликовано: Январь 1, 2011

Трудности совершенствования художественного мышления

   Менялось тем самым художественное мышление, запросы и тех, кого посылали в Европу, и тех, кто их посылал. Предполагалось, вероятно, что поедут уже не столько учиться, сколько совершенствовать свое мастерство, свои знания, накопленные за несколько лет обучения в архитектурных командах и школах Петербурга и Москвы.

Однако знаний этих, во всяком случае, теоретических, оказалось явно недостаточно. При всем том, что в России к 1760-м годам имелись почти все распространенные в Европе издания, архитекторам они практически были не доступны. Раздел «Должности Архитектурной Экспедиции» о ценности библиотеки Академии наук для будущей Академии архитектуры (как, впрочем, вся «Должность») затерялся в бумагах Канцелярии от строений, сданных в тот же самый московский архив, где для Шувалова подбирали материалы о петровских пенсионерах.

Были в том и объективные трудности: книги дороги, достать их трудно, а со знанием языков по-прежнему обстояло плохо. Коробов, например, покупая для своей команды архитектурные книги, заплатил итальянскому купцу большую сумму. Даже зная о соответствующих книгах, быть может сами некогда постигавшие по ним архитектурную науку (у европейских учителей), русские мастера старшего поколения для своих учеников предпочитали минимум теоретической литературы.

Суть в другом: по-прежнему преобладало узкоутилитарное отношение к этим «основаниям». И потому, вероятно, достаточным оказывалось учить теорию (на что отводилось немало - 2-3 года) по нескольким книгам и увражам. Это была своего рода азбука, хотя и специальная, но ведь и об азбуке люди как будто забывают, научившись свободно читать.

В таком понимании архитектурная наука вряд ли могла играть важную роль в формировании собственно художественного видения зодчих.

Общие проблемы искусства, поиски законов красоты архитектуры, вопросы современного стиля («манеры», «вкуса») как будто незримо присутствуют в их работах, но не случайно потребность сказать об этом возникла не в художественной среде. Для этого оказался нужен иной склад ума, иное образование, связи с гуманитарными науками. Это вовсе не означает некую импульсивность, стихийность мышления: речь идет лишь об известной ограниченности архитектурных взглядов мастеров барокко, о своего рода психологическом тормозе, связанном с узостью представлений о роли и специфике теории, архитектурной науки.

Конечно, перечень книг - еще далеко не программа. Но по нему можно все же представить, что знал Ухтомский и, главное, что, по его мнению, должны были знать ученики.

Было бы неверно усмотреть в приведенном списке некую стилистическую ориентацию или, наоборот, смешение вкусов. Ухтомский лишь привлекал труды, по его мнению, главные и необходимые для обучения. Ведь это была не его библиотека, и мы лишь отчасти поэтому можем судить о его собственных знаниях. Но все же отношение Ухтомского к архитектурной теории из этого списка достаточно очевидно.

Так, к концу 1750-х годов книги французских классицистов попадают в школу русского мастера барокко. Это не удивительно было бы для петербургской Академии художеств тех лет, но для Москвы - явление редкое и тем более показательное.

Переиздания XVIII в. зачастую повторяли рисунки XVII; вновь и вновь появлялся собор св. Петра, произведения зодчих позднего Возрождения и т. п. Примеры с ордерами также стали давно привычными.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Загадки Ледового побоищаЛадожское побоище: Забытая победа (12-й век) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Портрет брата Давида с мандолиной
Агава
Вьетнамские лабиринты (подземные туннели и города Вьетконга)

Бои за Ленинград. Подвиг сандружинницы



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне