Опубликовано: Январь 1, 2011

Проект заграничного пенсионерства

   Один из них - проект заграничного пенсионерства, благо налицо был успех поездок петровского времени. Последние не успели стать абстрактно далекой историей. В архитектурной среде они все еще могли оставаться крупным, чуть ли не исключительным событием. В самом деле, занятия у европейских мастеров для одних - их собственное прошлое, для других - время, сохраненное в рассказах и показе их учителей. Так, Коробов обучал Чевакинского, Ухтомского и Кокоринова; жив был Мичурин, в чьей команде начинал Ухтомский; Дмитриев учился не только у Земцова, но и у Еропкина и т. д.

В 1753 г. И. И. Шувалов предложил послать за границу несколько человек учиться архитектуре и живописи. Быть может, в будущем он рассчитывал на них и как на первых русских профессоров Академии художеств - московской Академии, создаваемой при университете, ведь именно тогда разрабатывался этот проект. Во всяком случае дело о вновь предполагаемом пенсионерстве возникло в Москве, и вряд ли «повинны» в этом лишь обстоятельства: в 1752-1753 гг. здесь пребывал двор, и соответственно подписывались многие бумаги.

О будущем второй столицы Елизавета заботилась намного больше своего отца: в середине столетия Москва как бы воплощала преемственность прежней и новой России. Вскоре здесь откроют университет, архитектура допетровской Москвы попадет в орбиту наследия, среди московских зодчих выбирают кандидатов для обучения за границей.

Так, для собственно художественной практики барокко имена зодчих, работы первых десятилетий XVIII в. особой ценности не представляли, уступив место произведениям Растрелли, Ухтомского, Чевакинского. В плане же образования, воспитания мастеров нового времени, опыт петровского времени казался практически интересным, полезным, и в год, когда городу, ради которого Петр посылал за границу архитектурных учеников, исполнилось полвека, - особенно важным.

В действительности же это было так и не так. Ценность подобной преемственности оказалась в итоге весьма и весьма относительна. Ведь между прежними поездками и начинавшимся пенсионерством Академии художеств пролегли десятилетия, изменившие многое.

Иные тенденции определяли художественную жизнь Западной Европы. Правда, итальянские академии (в Риме, Болонье, Флоренции) сохраняли свою важную роль. Но для практики, а равно в области идей, архитектурной теории главной становилась французская школа. В парижскую Академию архитектуры приезжали совершенствовать свое мастерство зодчие многих стран, а о конкурсах на «Grand prix» знали в Лондоне и Брюсселе, Копенгагене, Берлине, Амстердаме - всюду, где существовали архитектурные школы. Знали в Петербурге и Москве. Другие имена стали знаменитыми, побеждал классицизм. Но в практических руководствах чертежи времен барокко по-прежнему служили подчас образцом высокого профессионального мастерства.

Иным стал и уровень русской культуры. Изменились качество и стилистика русского зодчества, а новый для него путь развития, начавшийся на рубеже семнадцатого и восемнадцатого столетий, давно перестал быть необычным.

Соответственно менялись, расширялись задачи обучения в школах Западной Европы; грань между прежним и будущим пенсионерством оказалась достаточно четкой. Первым пенсионерам было очень трудно. В Европу они попадали из страны, где все менялось, сдвигалось, где живы были строительные правила допетровской Руси, а будущее новой столицы - Петербурга - лишь началось.

С годами, а точнее к середине столетия, архитектурной практикой стали произведения самих петровских пенсионеров, а также Ухтомского, Чевакинского, Растрелли; теорией - книги и пособия, давно переставшие быть в новинку.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Златокипящая МангазеяЗагадки Ледового побоища »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Мальчик с петухом
Картина с черной аркой
Кандинский в Париже в 1934-1944 годах

Рок московского герба



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне