Опубликовано: Январь 1, 2011

Формирование эстетических взглядов русских зодчих

   В эпоху расцвета барокко, когда современники восхищались блестящими творениями Растрелли, Чевакинского, Ухтомского, когда удивительные праздничные зрелища - фейерверки - собирали толпы народа, а провинция только-только начинала постигать эту все еще новую «манеру», иными словами, когда на практике ничто, казалось бы, не предвещало заката этого стиля, виртуозность его творцов как будто не знала пределов, именно в их «командах» начали свой путь будущие мастера классицизма. Здесь узнавали они основы архитектурной науки, на их глазах возводились дворцы и храмы, триумфальные сооружения барокко, здесь проходили они практику, здесь учились они постигать красоту архитектуры. Что же произошло в те годы, почему затем новое направление так глубоко и органично вошло в мир русских людей - архитекторов и художников, писателей и ученых, царских вельмож и обитателей одноэтажных домов в уездном городе, насколько важен был этот период для последующего? Об этом уже говорилось. Но в целом комплексе возможных, как будто не всегда взаимосвязанных причин и поводов, есть еще один, имевший прямое отношение к формированию эстетических взглядов русских зодчих, к развитию архитектурной теории в России.

Это, кстати, прекрасно понимал П. М. Еропкин, предлагая учредить Академию архитектуры. Изучение теории по книгам библиотеки Академии наук сочеталось бы там с участием в строительстве, а осмотр новых зданий - с обсуждением их достоинств и недостатков. Вряд ли такие беседы предполагали только строительный аспект, так или иначе они связывались с художественными проблемами. Нечто подобное могло происходить и на экзаменах по теории архитектуры, для чего Канцелярия от строений собирала комиссию из известных мастеров.

Несовершенство архитектурного образования

   Однако это больше предположения, к тому же проект Академии архитектуры осуществлен не был. В последние годы жизни М. Г. Земцов, скрепивший своей подписью главу об Академии архитектуры, учил так же, как и двадцать лет тому назад. Мало чем отличался от него С. И. Чевакинский, в «команде» которого одно время учился В. И. Баженов.

Несовершенство архитектурного образования признавали и те, кто занимался им вплотную, и те, кто имел к нему весьма косвенное отношение. Однако изменить положение было трудно и не только в силу внешних причин. К середине века стал особенно очевиден своего рода конфликт между практикой, доведенной подчас до совершенства, и теорией, вернее пониманием задач и исторических границ архитектурной науки. В полной мере это отразилось на системе архитектурного образования. Подобный конфликт долгое время служил, вероятно, своего рода психологическим тормозом, преодолеть который помогли события культурной жизни страны 1750-х годов.

Каким должен быть зодчий, получивший самостоятельность после курса обучения, - эта тема вряд ли существовала вне дискутируемых тогда просветительских проблем, вне внимания к личности творца, художника, которое отличало развитие философской мысли той поры, вне рассуждений об искусстве, которые стали появляться на страницах журналов середины века. В преддверии торжественного открытия Московского университета и Академии художеств, новых учебных заведений, когда расширились границы русской науки, а «свободные художества» включали в круг наук, просвещавших человеческий разум, в проекты идеального воспитания, изменялось и отношение к архитектурному образованию.

Это равно означало и отношение к профессиональному мастерству и признание ценности, необходимости предметов и дисциплин, ранее или не привлекавших внимание, или подаваемых весьма однозначно. Достаточно долгий процесс этот в 1750-е годы проявлялся больше в виде проектов, общих пожеланий или отдельных реальных фактов.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Соломония Сабурова: Мать атамана (16-й век)Златокипящая Мангазея »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пейзаж с сухими деревьями. Сергиев Посад
картина Доярки :: Pavel Filonov
Четыре одностворчатые внутренние двери

Бои за Ленинград. Подвиг сандружинницы



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне