Опубликовано: Январь 1, 2011

Формирование эстетических взглядов русских зодчих

В эпоху расцвета барокко, когда современники восхищались блестящими творениями Растрелли, Чевакинского, Ухтомского, когда удивительные праздничные зрелища - фейерверки - собирали толпы народа, а провинция только-только начинала постигать эту все еще новую «манеру», иными словами, когда на практике ничто, казалось бы, не предвещало заката этого стиля, виртуозность его творцов как будто не знала пределов, именно в их «командах» начали свой путь будущие мастера классицизма. Здесь узнавали они основы архитектурной науки, на их глазах возводились дворцы и храмы, триумфальные сооружения барокко, здесь проходили они практику, здесь учились они постигать красоту архитектуры. Что же произошло в те годы, почему затем новое направление так глубоко и органично вошло в мир русских людей - архитекторов и художников, писателей и ученых, царских вельмож и обитателей одноэтажных домов в уездном городе, насколько важен был этот период для последующего? Об этом уже говорилось. Но в целом комплексе возможных, как будто не всегда взаимосвязанных причин и поводов, есть еще один, имевший прямое отношение к формированию эстетических взглядов русских зодчих, к развитию архитектурной теории в России.

Это, кстати, прекрасно понимал П. М. Еропкин, предлагая учредить Академию архитектуры. Изучение теории по книгам библиотеки Академии наук сочеталось бы там с участием в строительстве, а осмотр новых зданий - с обсуждением их достоинств и недостатков. Вряд ли такие беседы предполагали только строительный аспект, так или иначе они связывались с художественными проблемами. Нечто подобное могло происходить и на экзаменах по теории архитектуры, для чего Канцелярия от строений собирала комиссию из известных мастеров.

Несовершенство архитектурного образования

Однако это больше предположения, к тому же проект Академии архитектуры осуществлен не был. В последние годы жизни М. Г. Земцов, скрепивший своей подписью главу об Академии архитектуры, учил так же, как и двадцать лет тому назад. Мало чем отличался от него С. И. Чевакинский, в «команде» которого одно время учился В. И. Баженов.

Несовершенство архитектурного образования признавали и те, кто занимался им вплотную, и те, кто имел к нему весьма косвенное отношение. Однако изменить положение было трудно и не только в силу внешних причин. К середине века стал особенно очевиден своего рода конфликт между практикой, доведенной подчас до совершенства, и теорией, вернее пониманием задач и исторических границ архитектурной науки. В полной мере это отразилось на системе архитектурного образования. Подобный конфликт долгое время служил, вероятно, своего рода психологическим тормозом, преодолеть который помогли события культурной жизни страны 1750-х годов.

Каким должен быть зодчий, получивший самостоятельность после курса обучения, - эта тема вряд ли существовала вне дискутируемых тогда просветительских проблем, вне внимания к личности творца, художника, которое отличало развитие философской мысли той поры, вне рассуждений об искусстве, которые стали появляться на страницах журналов середины века. В преддверии торжественного открытия Московского университета и Академии художеств, новых учебных заведений, когда расширились границы русской науки, а «свободные художества» включали в круг наук, просвещавших человеческий разум, в проекты идеального воспитания, изменялось и отношение к архитектурному образованию.

Это равно означало и отношение к профессиональному мастерству и признание ценности, необходимости предметов и дисциплин, ранее или не привлекавших внимание, или подаваемых весьма однозначно. Достаточно долгий процесс этот в 1750-е годы проявлялся больше в виде проектов, общих пожеланий или отдельных реальных фактов.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки)


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Соломония Сабурова: Мать атамана (16-й век)Златокипящая Мангазея »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Красная фигура
Неприятель.Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
Одетта де Шамдивер: Безумец и «маленькая королева»

Афинский тяжеловооружённый пехотинец-гоплит



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне