Опубликовано: Декабрь 27, 2010

Двойственность и общность функций искусства и ремесла

   Учреждением университета вместе с Академией художеств был «отворен... прямой путь... к художеству и наукам». Здесь, по мысли Шувалова и Ломоносова, как бы замыкался «круг знаний» и искусство становилось одной из важных неотъемлемых его частей.

На первых порах Академия художеств могла быть задумана как своего рода четвертый факультет, ведь будущие художники подобно будущим философам, врачам, юристам также поступали в университетскую гимназию, в специальный художественный класс. Однако на практике все оказалось сложнее. Различие университета и Академии художеств приводит к их еще более четкому разделению. К тому же Академия так и не смогла переехать в Москву, где не хотели жить приглашенные из-за границы, профессора. В итоге воспитанием будущих художников занялась сама Академия художеств, чья программа с самого начала отвечала новым, более сложным представлениям о труде художника.

Эта некоторая двойственность, общность функций искусства и ремесла, известная нечеткость, неясность исходных позиций могла в какой-то степени сказаться и на тех организационных сложностях, от которых страдала Академия художеств. Каким должно быть воспитание будущих художников, как будет развиваться русское искусство, какие науки его обогатят - различное решение этих проблем во многом определяло сосуществование и борьбу двух Академий художеств на рубеже 50-60-х годов. Но в чем-то эти различия смешались, где-то самому Ломоносову было неясно, что объединяет, а что различает искусство, науку и ремесла. И в этом смысле публикации «Ежемесячных сочинений...» весьма характерны.

Характерно также и другое. Пафос гармонического воспитания, утверждение общности науки и «художеств» как бы заслонили на первое время их различия.

Вопросы мастерства, специфика жанров искусства к общим рассуждениям об искусстве пока как бы не имеют отношения. Они остаются в ведении специалистов, должны стать темой узкоспециальных учебных руководств.

В историко-философских же сочинениях «свободные художества» трактуются как некое общее понятие, виды искусства в лучшем случае лишь называются. Но любопытно и также весьма характерно для века рационалистских идей, что в таких рассуждениях на первое место выходит архитектура. Высоко ценил архитектуру и Поповский. Ее математически точные, соразмерные произведения он образно сравнивал с философией: «Подобно как архитектор не вмешиваясь в подробное сложение каждой части здания, однако каждому художнику предписывает правила, порядок, меру, сходство частей и положение всего строения, так что без оного его самые искуснейшие художники успеть не могут».

Известная абстрактность, отвлеченность архитектурных образов привлекала, очевидно, авторов сугубо теоретических работ по философии ш, логике, математике. Характерно, что обращение к архитектуре в математических трудах также приобретает не столько практический, как в петровское время, сколько умозрительный, теоретический аспект. Но дальше этих рассуждений авторы подобных работ не идут. Естественно, что и более широкие характеристики, обращение к конкретным примерам и направлениям им в таком контексте вряд ли были нужны. Главным и самым ценным было утверждение связей наук и искусств, определивших постепенное изменение самого понятия «знатнейшие, свободные художества».

Об этом рассуждают и выступавшие на торжественных актах Академии «трех знатнейших художеств» в 1760-е годы. Выступления эти во многом напоминают речи на открытии университета. Утверждая славу и пользу «Наук и Художеств», авторы больше внимания уделяют специфике искусства. Но это уже новый этап в истории русской эстетической мысли.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Владимир: Новая столица древней РусиСофийский собор в Новгороде: Часовой Святой Руси »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Автопортрет с часами. Перед распятием
Казимир Малевич. Автопортрет. 1910-1911
Пистолеты: роковые стволы Лепажа

Приехал из Мюнхена «Синий всадник» - выставка



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне