Опубликовано: Декабрь 27, 2010

Место и роль искусства и философии в жизни человека

   Для нас особенно важно, что отныне в общий «круг», «собрание» включаются «свободные художества». А это означало, что и свободным художествам в свою очередь оказываются необходимы кроме узкопрофессиональных, практических предметов (математика, перспектива и т. п.), науки общественные, мировоззренческие. Попробуем понять, какие грани человеческого сознания оказываются теперь необходимы, как взаимосвязаны они с понятием «свободные художества», что превалирует, а что отходит на второй план. От всего этого, в свою очередь, начинает зависеть решение таких важных проблем, как место и роль искусства в жизни человека, тема наследия, соотношение видов и жанров, мастерство и т. п. Пока это ощущается больше в отдельных замечаниях, в общей художественной атмосфере, нежели в форме законченных сочинений, но процесс этот уже достаточно отчетлив.

Конечно, само русское искусство середины столетия, его высокий художественный уровень, обширные знания европейского искусства - более чем достаточный материал для подобных размышлений.

Но все же изменение представлений об искусстве отталкивалось не столько непосредственно от самих «свободных художеств», сколько было связано с более общими идеями, определившими, в свою очередь, развитие гуманитарных общественных наук - философии, истории и т. д. Именно эти науки приобретут важное значение во второй половине века, что, понятно, в очень сложной и опосредованной форме, скажется на характере архитектурно-художественной мысли, подобно тому как в свое время важным было преобладающее развитие естественных, точных наук, прикладных знаний.

50-60-е годы явились в этом смысле переходным периодом, и художественные взгляды той поры, как и сама художественная жизнь, достаточно четко отразила этот рубеж, эту постепенную смену идей.

Первым философским сочинением, прозвучавшим на русском языке, стала речь Поповского, опубликованная в том же 1755 г. И впервые здесь утверждается связь искусства не с прикладными науками, непосредственно практически необходимыми, а с теми областями знания, которые позволяют решать общие проблемы художественного мировосприятия и др. - с философией. По словам Поповского, философия - «мать всех наук и художеств... кто непосредственное старание приложит к познанию философии, тот довольное понятие, по крайней мере довольную способность, приобрящет и к прочим наукам и художествам».

Подобное отношение к искусству, его связь с высшими «свободными» - сугубо теоретическими науками не могли не менять представлений о содержании и задачах произведений изобразительного искусства. Нарушается классификация Татищева. Все «свободные художества» (а не только архитектура) из ранга «щегольских» переходят в разряд нужных, полезных, но не столько в практическом смысле, сколько в плане наук, необходимых для воспитания человека, просвещения его разума и т. д. «Науки и художества к одному увеселению служащие», начинают осуждаться.

Это, впрочем, было естественно, ибо так или иначе, но в большинстве своем науки и художества соотносились в 50-60-е годы с проблемой образования, воспитания. «Одни веселятся потому, что вкус и охоту имеют к  музыке, другие вкусу и охоте присоединяют знание и науку» последним отдается явное предпочтение. Сквозь призму просвещения воспринималось буквально все - от перевода книг до появления нового архитектурного направления - темы, казалось бы, бесконечно далекой.

Искусство теперь не мыслится без науки, подготовка будущих мастеров начинает трактоваться гораздо сложнее и, в свою очередь, искусство оказывается необходимо науке.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Александр Невский: Солнце земли русскойВладимир: Новая столица древней Руси »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Женская голова в профиль
Интерьер (моя столовая), описание картины
Двухстворчатая наружная дверь для виллы

Дерен Андре (Derain Andre)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне