Опубликовано: Декабрь 27, 2010

Просветительские идеи о воспитании гармонически развитой личности в России...

   1750-ми годами датируются два события, имевшие непосредственное отношение к дальнейшему развитию русской культуры. Это - основание Московского университета и Академии художеств. Вернее, они, наконец, отделяются от Академии наук, где значились почти номинально. Судьба университета определилась сразу - в 1755 г.; для Академии художеств, как известно, и 50-е годы - время организационных неувязок. Учрежденная при университете, она так и не переехала в Москву, а осталась в Петербурге, сосуществуя с прежней, сохраненной в стенах Академии наук.

Разные тому были причины. Даже сами авторы проекта университетского устава - М. В. Ломоносов и И.И. Шувалов - не всегда последовательны в своих действиях. Так, Ломоносов, ревностно отстаивая переезд новых училищ в Москву и освобождение от них Академии наук, став советником ее Канцелярии, допускал одновременно и другие варианты, более традиционные. Но все же в проекте Ломоносова и Шувалова несправедливо видеть лишь сохранение прежнего статуса Академии. Последний как бы обретал в проекте 1755 г. новый смысл и содержание.

В самом деле, для России середина XVIII в. - время, когда просветительские идеи о воспитании гармонически развитой личности начинают играть все большую роль. Понимаемые, впрочем, достаточно абстрактно, они в той или иной форме декларируются в проектах новых учебных заведений середины столетия. Первым таким проектом стал устав Московского университета. В соединении трех различных училищ его авторы видели, возможно, путь к идеальному воспитанию, ведь всестороннее образование сочеталось бы тем самым со специальным. Последнее не мыслилось без первого. Для будущей Академии художеств подобные идеи окажутся крайне важными.

«Рука художника должна иметь предводителем просвещенной разум. В противном случае она не может учинить таких дел, который бы могли присесть ей славу и бессмертие» , - эта мысль станет одной из основных посылок теоретических работ по искусству конца столетия. Просвещенным же разум делают науки, среди которых главная роль отводилась философии.

Не вступая, однако, «в частные и подробные всех вещей рассуждения» философия рассматривает «главнейшие и самые общие правила», от нее одной зависят «правильное и необманное познание натуры, строгое доказательство каждой истины, разделения правды от неправды»; «вселенная учительница» и «нет ничего в натуре столь великого и пространного до чего бы она своими проницательными рассуждениями не касалась. Все, что ни есть под солнцем, ее суду и рассмотрению подвержено, все внешние и нижние, явные и сокровенные созданий роды перед ее глазами. От нее зависят все познания...». Именно философия, утверждал другой профессор Московского университета, А. А. Барсов,- «приобучает разум к твердому познанию истины», только «она имеет власть рассуждать о всех, без изъятия, вещах по их причинам, то есть поелику она рассматривает союз и соединение причин с действиями>>.

Подобные мысли и предложения были, впрочем, уже известны. Идеи английских просветителей, теория просвещенного разума интересовали и предшественников Ломоносова. Кантемир, например, начинал свою деятельность с прославления разума, науки и просвещения, видя именно в них средство против всех форм социального и «просвещенного зла».

Однако лишь к середине 1750-х годов эти идеи приобретали сравнительно широкий резонанс, а главное, их попытались применить на деле (другое - что из этого получилось). Впервые, пожалуй, так настойчиво утверждается необходимость связи наук (в теории и на практике); в единстве отныне выступают те науки, которые ранее могли существовать достаточно раздельно. В этих условиях самый факт открытия университета был весьма знаменателен и органичен, ибо где, как не здесь, весь «круг просвещающего разум учения» мог бы предстать в своей неразрывной связи. Барсов, в частности, видел в университете «все собрание потребных в жизни человеческой наук...».



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Автографы Смутного времениАлександр Невский: Солнце земли русской »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Люди
Супрематизм. (Супремус № 56)
5 самых популярных курортов Крыма

Требования к качеству и сортировка керамических изделий



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне