Опубликовано: Декабрь 27, 2010

Архитектурно-художественные воззрения в системе общественных взглядов 50-80-х годов

   Это вовсе не означает полную неосведомленность нового стиля, его теоретических основ (к этому мы вернемся) или неорганичность его появления в России. Речь идет о возможностях его зрительного восприятия, и месте в системе архитектурно-художественных взглядов конца 50 - начала 60-х годов.

Ведь наряду с симпатиями к барокко, новый стиль постепенно завоевывал признание. О нем узнавали задолго до того, как появились первые выстроенные здания. Пример - история проектирования Гостиного двора в Петербурге в том же 1765 г. Вряд ли справедливо расценивать отказ петербургских купцов от проекта Растрелли только по причине дороговизны, вряд ли также он мог им не понравиться, ибо вряд ли купец XVIII в. был просвещеннее купца XIX, для которого красота проекта определялась подчас мерой богатства и сложности декоративного убранства. Иметь же на Невском торговые ряды, не уступавшие внешне дворцу, было, конечно, заманчиво. Но чертежи Растрелли все-таки отвергли: слава великого зодчего уже проходила, рождался новый стиль и, не вдаваясь, конечно, в суть процесса, заказчики знали о нем. Известным становился Деламот, и ему передали проект. Но насколько действительно казалась красивой новая архитектура, сказать трудно, ибо ее красота, основанная совсем на иных принципах, была далеко не столь эффектна как в искусстве барокко.

Характер архитектурно-художественных взглядов определяла, разумеется, не столько строительная практика. Они оказываются - понятно достаточно сложно и опосредованно - связанными с общими идейно-эстетическими проблемами середины столетия. Именно в это время зарождаются те представления об искусстве, его назначении и содержании, его высокой художественной ценности, которые получат развитие в теоретических трудах последней трети столетия. И в этой связи было бы любопытно также выяснить, какое искусство вдохновляло авторов подобных рассуждений, насколько конкретизировался ими этот материал или оставался сравнительно абстрактным, обобщенным.

Русская литература середины XVIII в. крайне скупо обошлась с искусством. Но и здесь возникает известное противоречие. В самом деле, какое место занимали архитектурно-художественные воззрения в системе общественных взглядов 50-80-х годов? Судя по печати - самое скромное, едва ли не последнее. Так, «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» лишь пообещали публиковать, в числе прочих, «разсуждения... в Архитектуре... в Живописи и Резном художествах» 101. Правда, буквально первым сочинением из тех, «каких только обществу полезны быть могут», стала рассмотренная ранее статья «Об остатках города Пальмиры». Однако сверх того журнал (а он прекратил свое существование в 1764 г.) не опубликовал ни одной работы по искусству.

Справедливо это и в отношении других периодических сочинений середины столетия - с каждым годом их становилось все больше. Причем только два московских журнала («Полезное увеселение» и его продолжение «Свободные часы», 1760-1764 гг.) посвящены исключительно художественной литературе. Остальные 102 печатали также статьи и заметки самым различным вопросам - по философии, экономике, истории, технике - оригинальные и переводные. О «свободных художествах» и тогда вспоминают лишь изредка, обычно для иллюстрации мыслей, высказанных по иному поводу. Однако в утверждении новых принципов искусства именно эти отдельные замечания оказываются весьма важными, уже в силу их связи с определенными программными положениями той или иной статьи. Наконец, не в пользу искусства говорит и сравнение книг тех лет.

Но в действительности все обстояло сложнее, ведь будущее «свободных художеств» в России, точнее воспитание живописцев, скульпторов, архитекторов - одна из актуальных проблем русской общественной жизни середины XVIII в.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Семь недель Фёдора IIАвтографы Смутного времени »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Чашки
Автопортрет с пилой
Покупка автомобиля в СССР

Английский аркебузир



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне