Опубликовано: Декабрь 26, 2010

Академия художеств

   Во всяком случае симпатии подавляющего большинства и в 60-е годы явно были на стороне барокко. Причем к этому большинству принадлежали вовсе не только люди, далекие от судеб искусства или, наоборот, зодчие, чье художественное мировоззрение настолько глубоко определяла эстетика барокко, что они не смогли, подобно Кокоринову, стать мастерами классицизма. При ближайшем рассмотрении оказывается, что архитектурные симпатии и тех, кто был связан с кругами новой Академии художеств, поддерживали ее программу, также весьма различны и вряд ли сразу полностью изменились.

Конечно, есть здесь и обычное для хвалебной оды преувеличение. Но вряд ли это восхищение, прославление Растрелли, как и 10-20 лет назад, не имело отношения к архитектурному вкусу Ломоносова начала 60-х годов.

Подобное предположение могло бы показаться неубедительным, если бы не существовал каталог (хотя и не полный) библиотеки Ломоносова, где хранились многие лучшие и последние труды по самым различным предметам, зачастую не имевшие прямого отношения к работе ученого. Однако выбор архитектурных книг им весьма ограничен - некогда, например, дипломату А. Матвееву принадлежала более интересная и разносторонняя коллекция. Ломоносов же сверх обязательных трактатов (в частности В. Скамоцци) предпочитал покупать увражи - немецкие и итальянские - явно барочного толка.

Наверняка хорошо осведомленный об основных событиях архитектурной жизни Петербурга и Москвы, даже ее участник один из авторов устава новой Академии художеств, Ломоносов не мог не видеть модели Деламота и Кокоринова для Петербурга и проекта Блонделя-младшего для Москвы. К его услугам было великолепное собрание библиотеки Академии наук, и, конечно, не только из бесед с Шуваловым знал он о новых тенденциях французского искусства, о всеобщем интересе к античной архитектуре.

Так, вряд ли случайно академический журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащий» открывается статьей о раскопках в Пальмире. Но и ощущая поворот в русском зодчестве, поддерживая его, Ломоносов в своих художественных пристрастиях остался верен барокко, ведь к тому же это был единственный современный стиль, воспринятый им в натуре - и в России, где создавался у него на глазах, и в Европе первой трети XVIII в., которая для него ограничилась Германией.

1765-м годом датируется следующий документ: «В сем проекте генеральное требуется новый, еще не употребляемой вкус, в величавой простоте, сохраняя красоту, спокойствие и выгодность, наблюдая, дабы как в наружных украшениях, так и внутренних уборах красота с пользой были нераздельны...»

Это уже не заметки с, а текст профессионалов, рассчитанный на профессионала. Более того, все здесь - зачинатели классицизма в России. Это - программа Академии художеств, составленная авторами ее строившегося здания - Кокориновым и Деламотом. Предназначена же она для только что вернувшегося из Европы Баженова, чья ответная записка также следует основным требованиям классицизма.

Понятным и известным стал для них «новый стиль» будущего дворца в Екатерингофе, но все еще широко, практически «неупотребляемым» в России - именно это и подтверждает приводимый документ. Причем если Деламота можно было бы упрекнуть в незнании современной архитектурной жизни Петербурга и Москвы, то Кокоринова судьба свела и с мастерами старшего поколения - зодчими барокко, и с их учениками - впоследствии архитекторами классицизма. Во всяком случае, об общей картине он имел достаточное представление.

Даже для большинства специалистов архитектура классицизма к середине 60-х годов оставалась далеко не ясной.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Князь Святослав Игоревич идёт на выСемь недель Фёдора II »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Художник и его жена
Семья рыбака
Наполеон Бонапарт: От триумфа к забвению

Разновидности фарфора



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне