Опубликовано: Декабрь 26, 2010

Парадность архитектуры

   Правда, в описаниях Петербурга конца столетия произведение Деламота и Кокоринова неизменно называется среди лучших зданий города, но эту похвалу оно разделяет отныне с другими работами классицизма.

Это отвечало если не логике исторического процесса, то логике застройки города, ведь градостроительный смысл Академии художеств несколько изменился уже за время ее строительства. Готовое здание стало играть важную роль в архитектуре набережных, чья реконструкция в духе классицизма шла полным ходом. Проект же создавался с расчетом на контраст с городом первой половины столетия. И еще долго, в годы строительства, этот город оставался неизменным.

Во всяком случае, к концу 1760-х годов новые архитектурные идеи практически себя почти никак не проявляли, или, вернее, не настолько, чтобы изменить укоренившиеся широко известные пристрастия к барокко. Более того, стиль 40-50-х годов не только не утратил привлекательности, но оставался практически действенным стилем. Сравнительно долго оба направления сосуществовали довольно спокойно в новом строительстве Петербурга и Москвы. Их временной разрыв, отход от барокко нагляднее ощущался в проектах. На практике же барокко воспринималось едва ли не более явно выраженным современным стилем, но не столько потому, что так начинали строить, а потому, что так заканчивали.

Только что выстроенные здания не могли не казаться современными. А ведь большинство завершаемых в 1760-е годы сооружений проектировалось гораздо раньше. Это были крупные здания барокко, они по-прежнему привлекали внимание, становились событием в жизни города, они-то и нравились, тем более что среди них - главная императорская резиденция: Зимний дворец, окончательно отделанный только в 1762 г. К торжественному переезду была очищена окрестная территория, занятая временными деревянными постройками, и только тогда дворец предстал во всем своем великолепии.

Грандиозность, парадность архитектуры поражали воображение. «И самая уже огромность и пышность здания сего приводила меня в некоторое приятное изумление, а когда вошел и увидел всю пышность и великолепие дворца нашего, то пришел в такое приятное восхищение, что сам себя почти не вспомнил от удовольствия», - писал А. Т. Болотов.

Спустя несколько лет он не обратил внимания на Воспитательный дом, который буквально вознесся над Москвой. Возможно, это не только небрежность - Болотов тщательно записывал свои впечатления. Вероятно, такая архитектура оставалась ему еще чуждой. И в 1770 г. «величественный и торжественный вид» Москвы слагался для Болотова из «бесчисленного сонма высоких башень и блестящих куполов» (а среди них - купола новой барочной церкви Климента на Пятницкой). Он восторгался в 1763 г.  пышным и огромным» домом И. А. Долгорукова, а в 1770 - специально задерживается в Кремле, чтобы «полюбоваться старинною и особенной архитектурою, тогдашним временам свойственною...».

Главным же событием «теперешних времен» в Москве становится для него не только что отделанный Воспитательный дом, а будущий Кремлевский дворец, о чьей красоте уже «молва носилась». Сложность модели, пластика и богатство декора в проекте Баженова явно нравились ему больше, чем композиция, подобная Воспитательному дому. Более того, эту новую архитектуру Болотов определяет привычными ему категориями - «красота и пышность сего места превзошла все мое воображение».

Но это уже 1770 год, а в конце 50-х и в 60-е годы подавно преобладали старые представления, традиционные критерии прекрасного. И взгляды Болотова в этом смысле были весьма типичны. Правда, он пристальнее многих интересовался искусством и наукой, умел рисовать, собирал книги, вел дневник с описанием разных достопамятностей, в том числе архитектурных, начинает публиковать свои первые статьи в "Трудах".



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Ярополк — братоубийца поневолеЗапоздалая расплата (убийство князя Андрея Боголюбского) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Небольшая комната для рисования
Черный супрематический квадрат
Меч — душа самурая (фехтование кэндо)

ЧИСТАЯ ЖИВОПИСЬ: абстракционизм в России



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне