Опубликовано: Декабрь 26, 2010

Впечатление грандиозности, контраста и новизны...

   К моменту же завершения здания Академии (1788 г.) сами зодчие давно отошли от форм раннего классицизма. Около двадцати лет строили Мраморный дворец, лишь к 1780 г. прекратилось строительство Новой Голландии, а на долю Александровского института и Гостиного двора пришлось по десяти лет. Список этот легко увеличить.

Сходный процесс мы наблюдаем в Москве, хотя ее жители могли уже в 1770 г. обозревать необычную для них архитектуру Воспитательного дома. Его поистине грандиозная протяженность и высота, гладь стен, лишь увенчанных сильно выступавшим карнизом, четкость однообразного ритма окон, подчеркнутая симметрия, упорядоченность композиции не могли не поражать москвича, привыкшего к живописной яркости боярских хором и многочисленных церквей, ко все еще в общем хаотичной и низкой жилой застройке, к нарядной пластике барокко XVII-XVIII вв. Но все же вполне вероятно, что лишь последующее строительство позволило соотнести архитектуру Воспитательного дома с новым стилем, ведь его главный фасад лишен к тому же внешних, ставших затем типичными примет классицизма - портиков, колоннад и т. д.

Очевидным стало впечатление грандиозности, контраста и новизны - общественных сооружений подобных масштабов Москва не знала. Впрочем, уже по одному этому Воспитательный дом имел для Москвы рубежа 1760-1770-х годов больший градостроительный смысл, чем Малый Эрмитаж или Арсенал для Петербурга. Но при этом вряд ли он стал образцом нового стиля, а тем более стиля, которому хотелось подражать и который изменил бы пристрастие москвичей к барокко. В отличие от того же Малого Эрмитажа эта архитектура создавала впечатление некоторой отчужденности, замкнутости, холодности; она как бы держала зрителя на определенной дистанции.

Оттенок этого есть и в описании «переселения питомцев Имп. Воспитательного дому из деревянных покоев в новопостроенной каменной квадрат». Так кратко отозвалась печать о здании для заведения, которому те же «Московские ведомости», журналы 1760-х годов придавали несравнимо большее значение.

Фактически лишь к середине 1770-х, а то и в 1780-е годы смена архитектурных стилей становится для жителей Петербурга и Москвы наглядной реальностью. Однако главную роль стали играть уже не здания раннего классицизма, освобожденные наконец от лесов, полностью отделанные снаружи и внутри, а строительство 70-80-х годов.

Это - Академия наук и Ассигнационный банк, Таврический дворец и Эрмитажный театр - в Петербурге, Сенат и Университет - в Москве, жилые дома, дворцы, церкви, общественные сооружения. Вольно или невольно, но большинство работ, начатых в 60-е годы, психологически как бы совместились во времени с произведениями, знаменующими последующее развитие классицизма. Уже по одному этому очевидцам было практически невозможно проследить эволюцию нового стиля. Впрочем, подобные вопросы не задавались тогда ни применительно к барокко, ни вообще к русскому искусству.

Воспринимая же вкупе, почти как одновременные, постройки 60-х и 80-х годов, обитатели столичных городов вряд ли отдавали предпочтение работам раннего классицизма. Их симпатии были скорее на стороне произведений, где победили чистота и строгость стиля - т. е. здания, чей проект создавался на 10-20 лет позже, а строительство окончилось одновременно, а то и раньше. Но все это - дело будущего. Архитектура 1760-х годов была иной.

Так, самое, пожалуй, важное событие в художественной жизни столицы 1760-х годов - строительство Академии художеств не получило в общем того отклика, какой заслуживали равно новый для России характер этого заведения и архитектурный стиль.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Боевые медведи РусиЯрополк — братоубийца поневоле »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Голгофа
    Станция без остановки. Кунцево
    Муравьёв-Вешатель: Патриот, да не тот

    Чатал-Гуюк - раскопки и культура



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне