Опубликовано: Декабрь 26, 2010

Ранний классицизм и его восприятие

   Вряд ли так уж сходен был вкус Кокоринова и Ломоносова, Деламота и Сумарокова, Чевакинского и Шувалова, а что тогда говорить об обычном жителе русского города середины столетия, занятого совсем другими делами и думами.

Впрочем, так было всегда. Но в переходный период подобные различия особенно явственны. В петровское время они означали, в частности, отношение к новому русскому искусству и европейской культуре. На рубеже 1750-1760-х годов, когда речь шла не о кардинальном изменении путей развития русской архитектуры, а о рождении нового стиля в пределах искусства XVIII столетия, возникли иные сложности, актуальными стали иные проблемы.

Так, классицизм не мог быть столь же удивителен и странен современникам Кокоринова и Шувалова, как Италия, - стольникам Петра I или новая столица на берегах Невы - русскому провинциалу в начале столетия. Ежедневно проходя и проезжая мимо зданий, новых и необычных еще его родителям и дедам, житель Петербурга или Москвы привык к архитектуре, где принятые в европейском искусстве композиции, ордер, тектонические построения давно обрели права гражданства.

И все же с классицизмом в этом смысле обстояло сложнее, чем с барокко. Причем не потому только, что принять классицизм, понять его разумную рациональную красоту оказалось труднее, чем барокко - стиля, внешне эффектного, блестящего и в некоторых аспектах - традиционного. Восприятие классицизма требовало подготовки более серьезной и длительной. Далеко не сразу произведения Кокоринова и других мастеров заслужили любовь их современников. Более того, новая архитектура как бы выпала вначале не только из поля зрения обычного зрителя, но и отчасти тех, кто был связан с художественной жизнью конца 1750-1760-х годов.

Вряд ли это объясняется лишь отставанием русской архитектурной мысли XVIII в.; тем, что теоретически осмыслить новый стиль в период его возникновения вообще очень трудно. И, пожалуй, не только в самой природе классицизма заложена сложность его восприятия.

Была тому и другая, а для 1760-х годов, едва ли не основная, причина. Это - характер архитектурно-строительной практики и место, «удельный вес», первых зданий классицизма в жизни русского города середины столетия, отношение к ним профессионалов, знатоков и обычных зрителей.

В самом деле, кто и насколько мог их знать, видеть, а соответственно интересоваться, попытаться понять новое направление в русской архитектуре? Думается, лишь немногие и даже среди архитекторов - сравнительно узкий круг. Ведь почти для всех зданий раннего классицизма 1760-е годы - лишь качало строительных работ, а потому судить о них в целом было, вероятно, пока довольно затруднительно. Здания эти проектировались с расчетом на их важную роль в ансамбле города. И они, действительно, стали центрами больших районов, во многом определили облик и масштаб центральных улиц, набережных, площадей. Впрочем, это скорее итог, а в 1760-е годы очевиден был лишь размах строительных работ. Подобный масштаб, известный по дворцам барокко, рассчитывался теперь для общественных сооружений, что само по себе было ново, а для понимания содержания будущей архитектуры классицизма - очень важно. Однако ее стилистическая новизна, общий градостроительный смысл для большинства оставались скрытыми, неясными.

Почти для всех зданий раннего классицизма процесс строительства растянулся на долгие годы. Ко времени их завершения новый стиль перестает быть новым не только для Петербурга и Москвы - с ним начинают знакомиться жители Твери, Калуги, Ярославля, Казани... Но в центре внимания оказываются тогда иные произведения, другие имена.

Так, первое и главное произведение раннего классицизма - Академия художеств - закончена вчерне в 1772 г., т. е. одновременно с началом земляных работ в московском Кремле, где еще через год, на торжественной закладке дворца, Баженов произнес свою знаменитую речь. Но и тогда ее фасад еще не определился.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Тайна Скоморошьей горыБоевые медведи Руси »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Две мужские фигуры
картина Маленькая девочка в манеже :: Мансуров Павел
Полтавское сражение Северной войны 1700-1721 годов. Не на тех нарвались…

"Мир искусства" — между миром и искусством



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне