Опубликовано: Декабрь 25, 2010

Новая эпоха в русском зодчестве - 50-е и 60-е годы 18 века

Достаточно четко новые идеи проявятся с середины 50-х годов. И затем все последующее десятилетие пройдет под знаком этих идей. Отношение к «свободным художествам», их содержанию, назначению, представления об их природе, изменение художественных критериев также оказывается неотделимым от этого процесса.

В истории русской архитектуры XVIII в. 50-е и 60-е годы соотносятся со стилистически разными этапами. Первые - с расцветом барокко, вторые - с началом классицизма. Деление это основывается прежде всего на практике, что само по себе вполне логично и оправданно: действительно, произведения Растрелли и Деламота разительно контрастны. Одновременно исследователи отмечают зарождение некоторых приемов классицизма в ряде произведений конца 1750-х годов - например, в работах А. Ф. Кокоринова.

Началом же нового стиля справедливо принято считать здания следующего десятилетия.

В первой половине 1760-х годов для Петербурга и Москвы проектируются здания, чья архитектура утверждала стилистическое направление, принципиально отличное от общепризнанного тогда «хорошего вкуса», от того, что долгое время признавалось самым прекрасным и великолепным - от барокко. Проектов этих всего несколько, но именно они знаменовали новую эпоху в русском зодчестве - классицизм. Именно здесь на смену отдельным новым формам, частичному отказу от принципов барокко впервые приходит законченная и целостная система, сохранившая, однако, некоторые черты архитектуры предшествующего периода. Последнее, как известно, составляет одну из примет раннего классицизма, чьи произведения, однако, стали лишь частью архитектурной практики 60-х годов.

Что же касается архитектурно-художественной жизни этого времени, эстетических взглядов и вкусов, литературы по искусству - изданной и рукописной, то и они являют собой сложное и противоречивое переплетение самых различных - прежних и новых - тенденций.

Но при всем том именно тогда складывалось новое понимание искусства, его роли и содержания, более сложных представлений о труде художника, его внутреннем мире, его познаниях. Но при этом художественные симпатии тех, кто формирует новую эстетику, далеко не всегда и не во всем на стороне новой архитектуры, их по-прежнему восхищает искусство 40-50-х годов.

Поворот к классицизму происходит внешне очень быстро - буквально за два-три года и все же достаточно резко, без той постепенности - временной и стилистической - которая отличала развитие русского барокко.

В самом деле, в 1762 г. был отделан Зимний дворец, в Смольном монастыре заканчивалось строительство собора, москвичи только-только могли любоваться новым домом Апраксиных на Покровке. И одновременно, в 1764 г., началось строительство Академии художеств, Малого Эрмитажа и Московского воспитательного дома, а в 1765 - Новой Голландии и Александровского института в том же Смольном монастыре. Еще через два-три года, когда из Франции возвращаются Баженов и Старов, для Москвы создаются первые варианты Большого Кремлевского дворца (1767 г.), а в Петербурге началось строительство Мраморного дворца (1768 г.).

А насколько был очевиден стилистический перелом для современников названных проектов? Чем и кого привлекал классицизм и, быть может, отталкивал, утратило ли барокко для человека 1760-х годов свою красоту, и в какой мере классицизм определял тогда архитектурный вкус? На эти и другие подобные вопросы вряд ли можно ответить однозначно.

Конечно, характер и уровень образования, профессиональные интересы, сопричастность с той или иной художественно-литературной и научной средой или, наоборот, отсутствие подобных контактов, степень знакомства с миром, культурой других народов - все это (а равно многое другое) определяло различие пристрастий, понимание архитектурно-художественных процессов, наконец, просто внимание к ним, признание их существования.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки)


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Святослав Всеволодович: На поклон к Орде, середина 13-го века РусьТайна Скоморошьей горы »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Две мужские фигуры
Солнце Пороса
Польско-казацкая война 1648-1654 годов (Берестецкая битва)

Новгород Великий: история вольного города



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне