Опубликовано: Декабрь 25, 2010

Прославление Петербурга

   В прославлении Петербурга, Москвы, славы и могущества России неизменно присутствуют сравнения с другими эпохами, с другими странами и  народами.   Вновь  возникает   идея   «третьего   Рима». О «созвездии ясном» - Царском Селе - Ломоносов писал: «В России строишь Рим. Пример в том Сарский дом; кто видит, всяк чудится, Сказав, что скоро Рим пред нами постыдится».

«Пришельцев всех диви ты зданием ужасным... Коль ты прекрасен Град! Ты Риму стал подобен», - восклицает и автор стихотворения «Похвала Петербургу» А. Нартов.

Но это из области историко-политической преемственности. Столь же программно и столь же абстрактно звучат сравнения Петербурга с древним миром, античностью в юбилейных одах начала 1750-х годов.

Так постепенно складывались более сложные представления о русском искусстве нового времени, его органичности, истоках, связях с западноевропейской и старой русской культурой. Вернее процесс этот вряд ли был исторически последователен, самые различные явления сосуществовали почти одновременно, образуя сложную картину развития архитектурной мысли середины столетия. При этом, если в первые десятилетия XVIII в. можно было достаточно четко отделять, например, непосредственно утилитарное понимание наследия от более широких представлений, в практике никак не проявившихся, но имевших важное значение для последующего развития русской культуры, то теперь подобное соотношение многозначное. Сложно и опосредованно сказались на развитии архитектурно-художественной мысли и многие мировоззренческие идеи тех лет.

Италия и Франция, барокко и классицизм, античность - в сложном и противоречивом переплетении возникает это наследие в архитектурной мысли середины столетия.

Западноевропейское искусство в России

   Италия пользовалась особой популярностью. В Петербурге выступала итальянская труппа, итальянские мастера оформляли спектакли. Грандиозный мир барокко представал перед зрителями в декорациях Дж. Валериани. Стилистическая близость этих работ и фейерверков не могла не бросаться в глаза.

Наряду с традициями западноевропейского искусства и национальным наследием возникал третий «пласт» культуры, обретавший постепенно все большее значение: античность. Здесь эмоционально непосредственное восприятие сменяет некоторая отстраненность; отдавая должное этим «удивления достойным остаткам», многие оставались к ним пока равнодушны. Причем в равной мере это относилось к тем, кто видел их и кто знакомился с ними по книгам. Но все более четкой становится мысль о художественной ценности этого искусства, его исторической роли. Раскрывается постепенно красота античной архитектуры без всяких, впрочем, попыток понять и объяснить ее законы.

Собственно говоря, интерес к дохристианским Греции и Риму и не исчезал. В продаже продолжали появляться книги античных авторов, о чем сообщали также московские и петербургские «Ведомости». Образы античной мифологии по-прежнему широко использует поэзия тех лет и т. д. Однако последовательное развитие русской науки сказывается и на изучении культуры античного мира. Философия, история, литература античности становятся предметом исследования. При этом в орбиту внимания попадает и архитектура.

Так, первой публикацией «Ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих» стала статья «Об остатках города Пальмиры». По мнению автора, изданная в Лондоне книга Роберта Вуда «Развалины города Пальмиры» (1753 г.) и присланная «некто знатного роду которой ныне в Англии наукам обучается... своему родителю» в Россию, являет собой «нечто достопамятное, о чем Читателям нашим не без пользы будет ведать». В 1769 г. книгу о развалинах в Пестуме И. И. Бецкой подарит Академии художеств.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Май — на грани весны и летаБорис и Глеб — первые русские святые »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Стоящая фигура
Симфония Шостаковича
Крест из пушечной бронзы

Запорожский гетман Пётр Сагайдачный - гроза османов



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне