Опубликовано: Декабрь 25, 2010

Прославление Петербурга

   В прославлении Петербурга, Москвы, славы и могущества России неизменно присутствуют сравнения с другими эпохами, с другими странами и  народами.   Вновь  возникает   идея   «третьего   Рима». О «созвездии ясном» - Царском Селе - Ломоносов писал: «В России строишь Рим. Пример в том Сарский дом; кто видит, всяк чудится, Сказав, что скоро Рим пред нами постыдится».

«Пришельцев всех диви ты зданием ужасным... Коль ты прекрасен Град! Ты Риму стал подобен», - восклицает и автор стихотворения «Похвала Петербургу» А. Нартов.

Но это из области историко-политической преемственности. Столь же программно и столь же абстрактно звучат сравнения Петербурга с древним миром, античностью в юбилейных одах начала 1750-х годов.

Так постепенно складывались более сложные представления о русском искусстве нового времени, его органичности, истоках, связях с западноевропейской и старой русской культурой. Вернее процесс этот вряд ли был исторически последователен, самые различные явления сосуществовали почти одновременно, образуя сложную картину развития архитектурной мысли середины столетия. При этом, если в первые десятилетия XVIII в. можно было достаточно четко отделять, например, непосредственно утилитарное понимание наследия от более широких представлений, в практике никак не проявившихся, но имевших важное значение для последующего развития русской культуры, то теперь подобное соотношение многозначное. Сложно и опосредованно сказались на развитии архитектурно-художественной мысли и многие мировоззренческие идеи тех лет.

Италия и Франция, барокко и классицизм, античность - в сложном и противоречивом переплетении возникает это наследие в архитектурной мысли середины столетия.

Западноевропейское искусство в России

   Италия пользовалась особой популярностью. В Петербурге выступала итальянская труппа, итальянские мастера оформляли спектакли. Грандиозный мир барокко представал перед зрителями в декорациях Дж. Валериани. Стилистическая близость этих работ и фейерверков не могла не бросаться в глаза.

Наряду с традициями западноевропейского искусства и национальным наследием возникал третий «пласт» культуры, обретавший постепенно все большее значение: античность. Здесь эмоционально непосредственное восприятие сменяет некоторая отстраненность; отдавая должное этим «удивления достойным остаткам», многие оставались к ним пока равнодушны. Причем в равной мере это относилось к тем, кто видел их и кто знакомился с ними по книгам. Но все более четкой становится мысль о художественной ценности этого искусства, его исторической роли. Раскрывается постепенно красота античной архитектуры без всяких, впрочем, попыток понять и объяснить ее законы.

Собственно говоря, интерес к дохристианским Греции и Риму и не исчезал. В продаже продолжали появляться книги античных авторов, о чем сообщали также московские и петербургские «Ведомости». Образы античной мифологии по-прежнему широко использует поэзия тех лет и т. д. Однако последовательное развитие русской науки сказывается и на изучении культуры античного мира. Философия, история, литература античности становятся предметом исследования. При этом в орбиту внимания попадает и архитектура.

Так, первой публикацией «Ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих» стала статья «Об остатках города Пальмиры». По мнению автора, изданная в Лондоне книга Роберта Вуда «Развалины города Пальмиры» (1753 г.) и присланная «некто знатного роду которой ныне в Англии наукам обучается... своему родителю» в Россию, являет собой «нечто достопамятное, о чем Читателям нашим не без пользы будет ведать». В 1769 г. книгу о развалинах в Пестуме И. И. Бецкой подарит Академии художеств.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Май — на грани весны и летаБорис и Глеб — первые русские святые »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пейзаж
Деревья на фоне дома
Князь Святослав Игоревич идёт на вы

Форум Траяна



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне