Опубликовано: Декабрь 25, 2010

Ощущение исторического процесса

Но отныне не только Петербург достоин удивления и восхищения. Все ценнее становится архитектура допетровской Руси. Правда, предметом изучения она пока не стала. Однако интерес к ней заметно возрос. Более того, к середине столетия художественная ценность, красота допетровского зодчества как бы заново раскрывается русским зодчим, да и не только зодчим. Прошло менее чем полвека, Москва по-прежнему сохраняла в целом свой старый облик, в провинциальном строительстве следовали, в основном, традициям «нарышкинского барокко» (в сочетании с формами петровского времени), и зодчество древней Руси как бы открывается заново.

При этом она уточнила «только б было снаружи и внутри с приличным греческой церкви украшением и светлее». Под этим «приличным», иными словами достойным, русской церкви украшением явно подразумевалось барокко. Подобным ответом на приказ императрицы стал один из вариантов проекта Смольного монастыря. Формы современного барокко сочетались с «нарышкинским»; торжественный вход в монастырь - колокольня - завершался композицией, повторявшей колокольню московского Новодевичьего монастыря.

Красота, пластика архитектурно-художественных древнерусских форм восхищала Растрелли. Появляются его зарисовки старой Москвы, в которых отчетливо сказались вкусы, художественное мироощущение мастера барокко. Монументальная торжественность XVI в. и декоративное узорочье «нарышкинской» архитектуры особенно заинтересовали Растрелли.

Любопытны изображения Москвы, другими авторами середины столетия. По-прежнему они рисовали Кремль, особенно из Замоскворечья, откуда открывались соборы и дворцы. Но теперь архитектура эта воспринимается как нечто отстраненное, средневековое. Пример тому гравюры по рисункам И. А. Соколова и М. И. Махаева, где подчеркнуто заострены силуэты башен и соборов, а Кремль предстает в виде некоего готического замка.

   Но не есть ли в этом невольное ощущение исторического процесса? Ведь эпоха средневековья, доселе как бы исключавшаяся из истории, начинает восприниматься как самостоятельная эпоха, приобретая иногда оттенок романтической эмоциональности. Кстати, именно в это время в русской литературе все чаще встречается слово «готический». Эта эмоциональность, чувство привлекательности русской старины, того же Кремля, особенно свойственно зарисовкам, сюжет которых отличаете? от традиционных, ставших почти каноническими, каковыми по сути дела были гравюры Соколова и Махаева. Вместе с тем, тот же канонический сюжет в народной картинке воспринимался иначе. На известном лубке из собрания Государственного Исторического музея Кремль - это сказочный город. Его восприятие как бы напоминает об описаниях в русской литературе XVII в., фольклоре, русских сказаниях. Но, одновременно, образ этот как бы трансформируется сквозь призму художественных критериев современного барокко.

Рекомендуем великие исторические личности .

Характерны также отзывы современников о произведениях конца XVII столетия, в которых они не жалеют слов для восхваления красочной и нарядной архитектуры старой Руси: «Град Русских городов Владычица прехвальна, Великолепием, богатством, широтой! Я башен злато зрю...»

Так и с искусством древней Руси соотносят в середине столетия уже знакомые нам критерии прекрасного, впрочем, конечно, далеко не все и не всегда. Было в этом и просто восхищение красотой средневекового русского искусства, как любил его и Кваренги, который и не помышлял связать свою практику с этими традициями.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Елена Грозная (1508-1538)Май — на грани весны и лета »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Мадонна и сани
    Мюрнау. Сад 1
    Боевая механика

    «Молодая гвардия» из Кингисеппа



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне