Опубликовано: Декабрь 25, 2010

Жанр историко-архитектурного сочинения

   Ведь жанр собственно историко-архитектурного сочинения русской науке пока оставался чужд. Преобладали альбомы, увражи, издаваемые в связи с юбилеями, разного рода торжествами. Текст в них сведен был к минимуму. Статья Богданова - иного рода.

Бесспорно ему были известны многочисленные описания западноевропейских городов. Изданные в Голландии, Италии, Франции, эти сочинения бытовали в России еще в XVII в., а начиная с петровского времени стали принадлежностью многих библиотек. Вспомним также описания итальянских городов П. А. Толстого, Парижа - А. А. Матвеева, рукописный перевод «о знатнейших домах во Франции», осуществленный в начале XVIII в., наконец, книги из собрания Петра, попавшие затем в библиотеку Академии наук, которые также знал Богданов. Наконец, наверняка известны ему были и описания Москвы в записках иностранцев.

Однако теперь объектом описания избирается не Венеция или Рим, Париж или Амстердам, а Петербург. Возможно даже, что Богданов относился к своему труду как к своего рода главе, части работ Татищева и Ломоносова по русской истории. Можно также предположить о знакомстве Богданова с Еропкиным. Библиотека Академии наук, Российское собрание, «Должность Архитектурной Экспедиции» - все это переплеталось.

По своему характеру рукопись Богданова во многом примыкает к историко-географическим изданиям петербургской Академии наук. Здесь стоит вновь вспомнить об изданиях петровского времени, о традициях западноевропейской литературы XVII в., когда многие сведения по истории искусства, в особенности по архитектуре, можно было почерпнуть из такого рода сочинений.

В середине XVIII в. этот обычай сохраняется полностью. В «Ежемесячных сочинениях...» можно было, например, прочесть, «что прекрасные города и крепости искуснейшие здания... География нам покажет».

Среди разных историй (универсальная - «о всем человеческом племени», партикулярная «о разных Европейских государствах», натуральная, история о науках) автор выделяет «историю о художествах»: «Увидите наук и художеств зачатие, рождение, и возрастание, процветание»

И действительно, в 1740 - 1760-е годы издавалось довольно много книг по географии, где в той или иной мере присутствует архитектура и другие «художества», но только как часть этой науки, а не самостоятельные разделы. Так будет и впоследствии. Характерно также, что и спустя четверть века в названии книги, куда включили первый научный очерк о Петербурге слова «архитектура» нет.

Методологически близкая к названным выше трудам статья Богданова существенно от них отличается. Отличие это для нас оказывается особенно важным, ибо оно означает начало изучения истории русской архитектуры. Вспомним также более раннее время. О П. Толстом можно, например, сказать, что он архитектуру знал. В его дневнике есть аналогии, он сравнивал русские и итальянские здания и т. д. Он мог знать науку об архитектуре, теорию, как знали ее Долгоруков, Брюс, сам Петр. Архитектурные ученики изучали теорию.

Теперь предметом изучения становится история архитектуры, причем именно русской архитектуры, в данном случае нового времени, воплощенной в Петербурге. Так рождался новый для России жанр архитектурно-исторических сочинений, в котором научная достоверность не исключала личное восприятие. Этот метод описания архитектуры соединял бесстрастность изложения с эмоциональным восхвалением красоты архитектуры.

Сходную манеру мы наблюдали в литературе конца XVII - начала XVIII в. (но ведь и Богданов родился в 1683 г.). Эту хорошо знакомую традицию он сохранил в описаниях архитектуры Петербурга. Соответственно бесстрастность, почти протокольность тона сохраняется для зданий начала века; эстетическая ценность барокко предполагала эпитеты; налицо - личное отношение автора утверждавшего красоту архитектуры середины столетия.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Марфа-посадница: Величавая республиканкаЕлена Грозная (1508-1538) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Композиция № 50: Движение проектированных и окрашенных плоскостей
За столом
Великий князь Константин Павлович Романов - кирасир-самозванец

Боевые слоны Юго - Восточной Азии ( Исторический очерк )



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне