Опубликовано: Декабрь 24, 2010

Обращение к традициям

   В начале же столетия настолько сильны были сдвиги, а волевые поступки Петра исключали обращение к древнерусскому наследию, что осознать национальный характер возникавшей архитектуры было трудно, на это не хватало времени.

Обращение к традициям, к прошлому своего народа впервые приобретает такое большое значение именно в середине столетия, когда тема России, прославление ее обретает более широкий, разносторонний смысл.

Этот гимн означал программное утверждение национального характера русской культуры. Идеи предшествующего времени - 1730-х годов - получают, тем самым, дальнейшее развитие. Но теперь в этот круг проблем, связанных с Россией, включаются «свободные художества». И соответственно впервые для искусства так открыто декларировалась тема наследия.

У этой сложной темы две стороны, два разных аспекта восприятия, связанных с обращением к различным периодам русской истории. Первая - заявление о преемственности с традициями петровского времени, по с точки зрения наследия практически не воспринимаемыми. Об этом мы уже говорили. Вторая - утверждение органической связи этой блестящей помпезной, праздничной архитектуры с традициями русского искусства XVII столетия.

В начале столетия подобное обращение выглядело бы чуть ли не как противодействие политике Петра. Поиски нового, обращение к западноевропейскому опыту, отвечавшее потребностям петровского времени,- главное для тех лет. К середине XVIII в. акценты начинают меняться.

Новые пути развития русской культуры

   Новые пути развития русской культуры давно уже перестали быть новыми. Как уже о давно и всем известном, пережитом Ломоносов вспоминал, что Петр «побудил великое множество своих подданных оставить на время отечество и искусством увериться, коль великая происходит польза человеку и целому государству от любопытного путешествия по чужим краям. Тогда отворились широкие врата великий России, тогда через границы и пристани, наподобие прилива и отлива, в пространном Океане бывающего, то выезжающие для приобретения знаний в разных науках и художествах сыны российские, то приходящие с разными искусствами, с книгами, с инструментами иностранные беспрестанным текли движением».

Вновь начинает восхваляться Москва, столь нелюбимая Петром, а новая столица России, некогда задуманная подчеркнуто контрастно к традициям прошлого, сама обретает традицию, которая старательно обыгрывается, становится предметом изучения.

Научное исследование России, ее истории, географии, экономики - один из важных аспектов русской культуры середины столетия. Началось оно, как отмечалось выше, в 1730-е годы. Меньше всего в таких трудах затрагивалась архитектура. Однако методологически они оказались очень важными. Не случайно, именно в середине века рождался метод изучения истории русской архитектуры. Метод, который соединил топа с эмоциональными эпитетами. Наряду с эстетическим восприятием архитектуры возникала потребность в ее научном изучении.

Следует оговориться, что в западноевропейской литературе научный метод изучения истории архитектуры широко практиковался. О таких трудах знали и в России, впоследствии они будут иметь существенное значение. Но на рубеже 40-50-х годов начало изучения русской архитектуры, интерес к ее истории складывался в непосредственной связи с общим процессом научного познания России. Академические сочинения оказываются тем самым очень важными. Подтверждает это первый научный очерк о Петербурге.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться

    « Жестокая месть княгини ОльгиМарфа-посадница: Величавая республиканка »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Красная фигура
    Фаэтон
    Дефекты керамической посуды

    Двухстворчатая входная дверь, состоящая из трех частей



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне