Опубликовано: Декабрь 11, 2010

Юбилей Санкт-Петербурга

 Юбилей города привлек внимание к его первым зданиям, но воспринимались и ценились они больше в аспекте историческом, нежели эстетическом.

На листах юбилейного альбома 1753 г. и в последующих рисунках Махаева возникал новый русский город XVIII в., начало которого уже стало историей. Махаев сумел уловить изменение образа Петербурга, пафос созидания и смену стилистических манер, развернул перед зрителями панораму, где главными становятся здания барокко. Петербург для Махаева - город великолепных дворцов, особенно богатых и нарядных на фоне строительства начала века, подчеркнуто грандиозных от сравнения с крошечными фигурками людей. Последний - типичный для гравюры тех лет - прием как бы сохранял оттенок тогдашнего восприятия зданий Растрелли, казавшихся преувеличенно контрастными по отношению к рядовой застройке. Тщательно фиксируя виды города, Махаев остается равнодушным к архитектуре первых десятилетий.

Солидарен с ним и автор первого научного очерка о Петербурге - А. И. Богданов. И его сочинение создавалось в преддверии юбилея города, в 1751 г.11 Бывший секретарь Российского собрания, собиравший материалы для словаря русского языка, Богданов стал архивариусом, помощником библиотекаря Академии наук. К его услугам оказалось богатое собрание чертежей, рукописей, печатных законодательств. Ценный своей фактической стороной труд Богданова предлагал читателю описания дворцов и различных заведений, первых и последующих построек Петербурга. Появились даты, стали известны имена.

Прославляя Петра, основавшего «преславнейший новый град в свете царствующий Санкт-Петербург», Богданов относительно бесстрастно повествует о сооружениях начала века. Он отдает им должное, они важны и необходимы, по это - история. Красота города - в современной архитектуре. «Сей град Санкт-Петербург,- сообщал Богданов,- столько распространен, приукрашен и возвеличен, что пред многими главнейшими и древности превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество».

Тредиаковский и Махаев

   «Тредиаковский и Махаев - первые певцы, прославители именно красоты города,- писал А. А. Федоров-Давыдов.- ...Петербург середины XVIII века... был достоин эстетической трактовки... Отображение нового образа Петербурга Махаевым было вместе с тем и выражением нового отношения к городу вообще, выявления новой эстетики с ее проявлением зарождавшегося личного отношения к окружающей действительности, радостного ее воспевания».

Прославление красоты архитектуры, естественно, в сдержанной форме, сделало научный очерк Богданова отличным от трудов историков - его коллег по Академии наук.

Характерно, что подобные тенденции, акцент на красоте, художественной ценности архитектуры прослеживаются в сообщениях и документах, литературе самого разного плана, от конкретно-деловой переписки до велеречивых восхвалений, торжественных од. В итоге превосходные эпитеты перестают обозначать качество, достоинства конкретного сооружения, они ассоциируются с признаками данного стиля.

Пример тому «реляции» творца русского барокко середины столетия - В. В. Растрелли.

 «Я не могу,- сообщал Растрелли,- достаточно превознести великолепие этого здания, украшенного снаружи прекраснейшей архитектурой, а внутри... лепкой скульптурной и плафонами. Кроме того, четыре часовни были также выполнены в отличнейшем вкусе» (Смольный монастырь); «фасад этого большого дворца украшен великолепнейшей архитектурой, все капители, колонны, пилястры и вообще все до баллюстрад позолочено» (Царское село);   «большая парадная лестница  с  двойными  перилами итальянского белого мрамора, весьма великолепная по архитектуре и скульптуре, равно как и большая галерея, богато украшенная архитектурой и лепными позолоченными орнаментами...» (Зимний дворец). Он выделял, например, зал Аничкова дворца, «богато украшенный статуями и лепными -декорациями», и с оттенком сожаления замечал «охотничий дворец... в большом лесу Перово... было снаружи украшено простой архитектурой вовсе без лепных орнаментов, не считая фронтона, богато украшенного скульптурой...».

Великолепие здания

   «Великолепие» здания определяется богатством декора, пластикой ордера; лишь «богатое» украшение делало здание прекрасным и т. д. Появляется здесь и еще один любопытнейший момент. Это традиционная фраза - дворец украшен «великолепнейшей архитектурой». С подобным разделением мы встречались еще в XVII в.- в дневнике П. Толстого. Здание - это своего рода костяк, «коробка», которая не есть архитектура пока «свободные художества» его не украсят. В той или иной мере подобное определение, связанное с концепцией барокко, по-прежнему бытовало в русской архитектуре.

Характерны в этом плане и письма художника М. И. Махаева, оставившего интересные наблюдения о жизни и быте Петербурга середины столетия.

Но особенно красноречивы описания коронационных торжеств, иллюминаций, фейерверков, устраиваемых ежегодно по несколько раз. Само назначение этих временных сооружений предполагало декоративность, праздничность, нарядность, парадное великолепие их композиций; искусство русского барокко проявилось здесь во всем блеске. Описания печатались в «Санкт-Петербургских ведомостях» и в отдельном издании Академии наук - «Примечания» к оным, в «Ежемесячных сочинениях к пользе и увеселению служащих» и продавались в книжной лавке Академии.

Повествуя о господствовавшем в те годы направлении, литература эта помогала узнать о новом стиле, оценить реальную архитектуру, которую далеко не все могли видеть, и тем самым в известной мере способствовала формированию художественного вкуса, моды.

В известиях о современной художественной жизни Западной Европы также выделялась определенная стилистическая линия. Стилистическая ориентация подобных сообщений достаточно определенна - барокко. Именно оно наделяется превосходными эпитетами, остальные сведения излагаются обычно почти протокольным тоном.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Богатыри: Защитники земли русскойРазведка Киевской Руси »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Автопортрет с палитрой
Лестница в мастерскую. Ля Рюш
Великая Отечественная война. Жизнь и любовь Николая Васенина

Наружная дверь с одной узкой и одной широкой створками



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне