Опубликовано: Ноябрь 15, 2010

Понятие регулярности города

    Принципиально важным и программным стало для авторов трактата пополнение о государственном руководстве проектированием зданий, планировкой города и отводом участков, собственно строительством.

   Эта идея, получившая в свое время развитие в законах Петра и как бы отодвинутая на второй план с конца 1720-х годов, связывается теперь с понятием «регулярного города». А еще через два-три десятилетия она станет одной из главных идей градостроительства классицизма.

Понятие регулярности города, хотя и не выделенное в отдельную главу, было достаточно сложным и разносторонним. Известные по «Доношению» Леблона о проекте Петербурга, градостроительным теориям XVII столетия, трактатам Витрувия, Альберти, Скамоцци, общие идеи о пропорциях и планировке улиц, этажности и т. д. конкретизируются «в Должности» применительно к русской действительности. А настойчивая забота о красоте публичных строений, акцент на общественных сооружениях в известной мере предвосхищают градостроительные идеалы конца столетия.

Здесь также сугубо деловую главу о «свидетельстве», строений, «смотрении» публичных зданий предваряют общие определения, декларативное утверждение: «Что есть публичное строение. Публичное строение нарицается оное, которое всему народу видимо, потребно и нужно есть». И в этой связи вновь на первый план выдвигается архитектор, автор этих важных сооружений, подчеркивается его главная роль и на стройке, где он «яко инвентор и учредитель всеми повелевает...».

Разделы строительной техники - почти энциклопедия русской технической мысли той поры. Но «энциклопедия», основанная на глубоких теоретических знаниях, на знакомстве с техническими достижениями европейских стран.

Кровли и стропила, фундаменты, стены, строительные материалы, содержание рек и каналов, мосты и тому подобные вопросы составили основное содержание этих глав. Здесь как бы оживает Петербург начала XVIII в. Но в его эстетическом восприятии живопись и скульптура явно отходят на задний план (хотя он переводил Т. Боккалини).

 Выше мы упоминали об увлеченности Еропкина Италией. Естественно предположить его симпатии к архитектуре итальянского барокко, в чем солидарен с ним мог быть и Земцов. Впрочем, проследить это позволяют скорее стилистические сравнения их работ, нежели письменные свидетельства. Об одном, однако, можно говорить с уверенностью: о пристальном интересе Еропкина к античности, точнее к Риму, хотя у него и была книга «огреци».

Литература перечислена в общем довольно привычная: прежде всего «римские древности», «родословие о языческих богах» и т. п. Непривычным было другое: это библиотека архитектора. И как свидетельство его интереса к античности, прежде всего римской эпохи, появляется перевод четвертой книги Палладио об античных храмах. И это самое для нас важное, хотя, понятно, связать обращение Еропкина с зарождением палладианства вряд ли возможно. Так, научное изучение, пристальный интерес к античной культуре приводит к переводу профессионально необходимого сочинения об этом прошлом. Нечто подобное мы наблюдали на рубеже веков, когда Долгоруков переводил в Венеции того же Палладио. Там в итоге возобладало утилитарное понимание теории. К 1740-м годам представления о ценности теоретических трудов, о Связи теории и практики расширяются. Однако изложить свои мысли оказалось не просто. Как равно не просто - преодолеть традицию в отношении места архитектуры,   «свободных   художеств»   среди    прочих   наук   и   ремесел и т. д.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Тайна смерти Александра МакедонскогоАркаим — древний город ариев (сенсация 20-го века) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Портрет Голова :: Pavel Filonov
Обложка к книге "Трое" В. Хлебникова, А. Крученых и Е.Гуро
Развалины Неаполя-Скифского - городская стена, ворота и башня

Ворон — предвестник или обычная птица?



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне