Опубликовано: Сентябрь 4, 2010

  Существует и другое мнение, будто трипольские статуэтки были просто детскими игрушками. Но мнения этих ученых необоснованны. Они рассматривают трипольские статуэтки вне той исторической обстановки, в которой они были созданы. Важно установить местоположение статуэток в большом трипольском доме и тем самым подойти к пониманию их назначения. Когда мы стали обращать внимание на место находок статуэток, нам стало ясно и назначение их. Решить этот вопрос мы смогли еще благодаря весьма интересной находке — глиняной модели трипольского жилища из селения Полудня, где хорошо видно внутреннее устройство трипольского дома.

На модели видны две женские фигурки. Одна из них передает облик трипольской женщины за работой: она растирает зерно на ручной зернотерке. Около нее стоят сосуды с запасами продуктов. А другая фигурка, помещающаяся у очага, выполнена более условно: она напоминает многие трипольские фигурки, найденные нами в жилищах. Видимо, эта условно выполненная фигурка изображает домашнего идола, покровителя дома.

  Буржуазные археологи часто называют многочисленные собрания женских скульптур одним определением — идолы. Советские ученые, анализируя .исторические условия, место находок и характер самих скульптур, сделали вывод, что находимые обычно вблизи очага или жертвенника трипольские статуэтки являются предметами, связанными с культом земледельческих племен.

  Теперь есть все основания сказать, что трипольские женские статуэтки из  глины связаны с культом плодородия— возрождающейся природы. Материалы .русской этнографии подтверждают этот культ в более поздние эпохи. Известно, что многие славянские народы, устраивая весенние праздники, одевали молодые березки в девичьи платья и складывали песни, связанные с этими обрядами.

  У многих других народностей нашей страны еще до недавнего времени сохранились праздники, отображающие культ умирающей и воскресающей природы.

  Так, по сообщениям старых исследователей, в Абхазии был обычай наряжать кукол и с пением бросать их в воду. В песнях девушки просили влаги во время засухи.

  С тех пор как люди стали возделывать землю, она перестала быть для них просто землей, она стала матерью, землейкормилицей, источником жизни. Видимо, и женские статуэтки трипольцев отобразили эти верования древних земледельцев.

  У трипольцев поразному изображены женские статуэтки. Можно предполагать, что женский образ отождествлялся с солнцем, небом, водой и землей. Вот почему мы находим статуэтки женщин с поднятыми вверх руками, а глиняные статуэтки из ЛукиВрублевецкой, найденные недавно археологом С. Н. Бибиковым, были с примесью пшеничных зерен в глиняной массе — символ плодородия земли.

  Мы находим эти статуэтки и вблизи очагов и рядом с зернотерками, а иные из них бросались в огонь и найдены вблизи жертвенников. Древние земледельцы верили в магическую силу этих жертвоприношений. Эти древние черты трипольских земледельческих племен и через тысячи лет наблюдаются в культе восточнославянских племен.

  Трипольская экспедиция подробно изучила памятники культуры, найденные во Владимировке. Поселок этот заметно отличается от других трипапьских поселений. Здесь можно проследить, как постепенно разрастался родовой коллектив и создавались новые постройки. Население новых жилищ хозяйственно не отрывалось от соседних и было с ними связано.

  Длительное существование здесь поселения следует объяснить тем, что Владимировский поселок расположен в бассейне Южного Буга, на пути, по которому с глубокой древности осуществлялась связь с Югом, с Причерноморьем и со странами восточного Средиземноморья.

  Владимировка существовала в трипольское время значительно дольше других поселений. Разнообразные находки позволили нам увидеть, как медленно совершенствовались в своем мастерстве строители жилищ, земледельцы, гончары. Здесь можно увидеть и грубую, примитивную глиняную посуду, и керамику, великолепно расписанную трехцветным узором — белой, черной и красной красками. Здесь же и керамика с черной спиральной росписью, которая несколько позднее имеет широкое распространение в трипольских поселениях Поднепровья, Побужья и Поднестровья. Если в других поселениях мы находили отдельные орудия из кремня и кости, то на Днестре недавно обнаружены остатки древних мастерских, где изготовлялись многочисленные ножи, серпы, скребки, наконечники стрел и другие орудия из кремня. Судя по найденным нами моделям жилищ и статуэткам, трипольские женщины были не только хозяйками в своих домах, но и участвовали в обработке полей, снятии урожая, занимались приготовлением муки из зерна на ручных жерновах.

Мужчины охотились на дикого зверя и занимались рыболовством.

  Родовые поселения Коломийщина Н, Владимировка и др., изученные нашей экспедицией, можно сравнить, с одной стороны, с такими же поселениями, известными в Юго-Восточной Европе, с другой — с селениями, известными у племен индейцев Мексики и Центральной Америки. Не останавливаясь подробно, замечу только, что Морган в работе, широко использованной Ф. Энгельсом в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», пишет: «Где бы ни установилось господство родовой организации, мы видим, как правило, что отдельные семьи, объединенные близкими родственными отношениями в общие домохозяйства, устраивают общий запас продовольствия, добытого рыбной ловлей, охотой и культурой маиса и других растений. Семьи эти строили большие дома, достаточно обширные для размещения нескольких семейств, и можно считать общим явлением, что во всех частях Америки туземного периода люди жили не отдельными семьями в отдельных домах, а обширными, многосемейными домохозяйствами».

 Глиняные модели жилищ - Коломийщина, Чехословакия, Болгария

  Ряд исследователей, путешествовавших по долине Колумбии, давал описания поселений индейских племен Дома индейцев имели несколько очагов и вмещали несколько семей; по описаниям, сделанным в XVI веке, селения состояли из 17 домов, каждый из которых был настолько обширен, что в нем жило несколько семейств по 20—25 человек; в доме было несколько отдельных очагов. Дома в таком поселке были размещены по кругу.



Раздел: По следам древних культур



« Предыдущая страница | Страница 2 из 2


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Полтавская битва (И грянул бой…)Королева снайперов (Людмила Павличенко) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Костюм похоронщика. Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
Провинциальная франтиха
Тяжёлый многобашенный танк Т-35, СССР

Лакеи: Слуга своего господина



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне