Опубликовано: Июнь 27, 2010

ТРИПОЛЬЦЫ - ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ВЛАДИМИРОВКИ

   В Кировоградской области, на правом берегу реки Синюхи (приток Южного Буга), проведены раскопки поселения Владимировка. Это — самое большое из известных нам трипольских поселений; оно представляет особенный интерес для изучения быта древнего трипольского рода

  Экспедицией было обнаружено свыше 200 трипольских жилищ, которые располагались пятью концентрическими кругами. Судя по находкам, поселен но это было долго обитаемо и постепенно разрасталось, застраиваясь по той же системе — по кругу. Чем больше рос родовой коллектив, том больше расширялось поселение, увеличивалось число домохозяйств, увеличивались границы поселения и по всей вероятности расширялись участки посевов.

  Реконструкция тирольского жилища

  Уже в первый год раскопок во Владимировке мы нашли исключительно интересные памятники древних трипольцев и увидели здесь жилища разного типа.

  Наиболее характерной чертой пладимировского жилища, отличающей его от трипольских жилищ в других районах, является наличие в доме крестбобразных жертвенников. Они сделаны из хорошего сорта глины, без всякой примеси, и тщательно заглажены на поверхности. Иногда жертвенник имеется в каждой камере. Построены жертвенники на полу и возвышаются над ним до 0,25 метра. Концы округлые и украшены углубленным орнаментом, образующим концентрические круги С таким же орнаментом мы нередко находили и сосуды. Изображения такого же крестообразного жертвенника известны и на двух трипольских моделях из Попудни ц Сушковкн. Схема креста в спиральном орнаменте трипольской керамики встречается довольно часто, но обычно не Как 1 господствующий сюжет, а как дополнительный элемент.

   Подобные жертвенники известны в Средиземноморье, на Крите. В одном из тайников (под полом) дворцового помещения среднеминойского периода был найден жертвенник из серого мрамора в виде креста, около которого были спрятаны три замечательные фаянсовые статуэтки, известные под названием «Богини со змеями». Еще большую аналогию представляет круглый жертвенник из дворца в Маллии (на Крите). Он выточен их тростника(?) н имеет по краю поверхности 35 округлых ямок, а в центре значительное углубление, окаймленное полосой. Наши владнмировские жертвенники состоят из четырех таких же округлых жертвенников» соединенных в одни и образующих его крестообразную форму. Поверхность их украшена округлыми углублениями и концентрическими кругами. Жертвенник в Маллии датируется серединой III тысячелетня до нашей эры.

  Интересно, что здесь же, в Маллии, были найдены бронзовые кинжалы «ц&ташдно удлиненной формы. Такого типа кинжалы несколько позднее появляются в Поднестровье и на побережье Черного моря именно с юга, на ступени позднего Триполья. Статуэтки жепщие в широких юбках, найденные на раскопках трипольского поселения в Уеатове близ Одессы, и в Кашиорели, в Румыния, медные изделия и другой инвентарь позднего Триполья также говорят о связях с югом в самые отдаленные времена,

 Особый интерес вызвало открытие на поселении во Владимирова четырех больших жилищ, выстроенных почти вплотную друг к другу и представляющих вместе определенное хозяйственное целое. Население, жившее в такого типа домах, коллективно обрабатывало землю, владело общими запасами, на общих началах осуществляло приготовление пищи.

  Древние жители Владимиров уделяли огромное внимание сооружению в жилищах основания и пола. Фундамент и пол из обожженной глины безусловно были необходимы в тех частях дома, которые предназначались для хранения, сушки и обработки зерна. Глинобитная основа постройки отделяла зерно от сырой земли и защищала его от грызунов.

  Раскопки во Владимировке открыли части стен в разрушенном состоянии; они оказались сделанными из толстых кольев, соединенных плетением из лозы и обмазанных глиной. Мы увидели и строение печей — четырехугольных, сделанных из деревянных плах; свод делался в виде каркаса из лозы, обмазывался глиной и затем обжигался. Непосредственно около печей были открыты возвышавшиеся над полом вылепленные из глины лежанки.

  Наиболее замечательными во Владимировне явились Открытые в жилищах четырехугольные, выложенные плитками и оканчивающиеся округлыми карнизами возвышения, представлявшие, видимо, особое место в доме, где производили жертвоприношения и другие культовые— магические — обряды.

  Кроме глинобитных жилищ, во Владимировке, на участке ближе к реке, мы раскопали землянку трипольского времени. На дне землянки открыты три очага с очажными камнями и большим количеством золы и угля. Внутри землянки оказалось много костей домашних и диких животных, обломки сосудов, сделанных из грубой массы с примесью раковин, и керамика с черной росписью.

  Здесь же, в землянке, найдены каменные зернотерки по верхним растиральным камням, свыше 20 кремневых орудий (ножи и скребки) и несколько мотыг из рога оленя. На дне землянки обнаружена слабо обожженная обмазка с отпечатками прутьев, что дает основание предполагать, что стены землянки были обставлены лозой и обмазаны слабо обожженной глиной.

  мотыги из рога оленя, найденные во Владимировке

  Найденные здесь мотыги из рога оленя дают представление, как древние земледельцы возделывали землю. Одна мотыга, сделанная из целого рога, представляет большое орудие 0,37 метра длиной и 0,1 метра шириной с наискось просверленным отверстием для деревянной рукояти. Судя по сравнительно небольшому диаметру сквозного отверстия, рукоятка должна была быть не очень длинной, из твердого дерева. Этой мотыгой производили двойной процесс обработки земли: острым концом рога разрыхляли верхний покров почвы, а тупым (обушным) — разбивали комья. В соответствии с этим па найденной нами мотыге с одной стороны заметна сильная затуплениость и заполированность острого конца рога, а другая (обушная часть) сильно стерта и уплощена. Другие мотыги, сделанные также из рога оленя,—более короткие, колодкообразной формы и с прекрасно отполированными поверхностями. На одной мотыге обушная часть не только стерта от постоянных ударов, но даже пробита по всей поверхности, что подтверждает высказанное предположение о том, что такого типа мотыгой производили и разрыхление почвы н раздробление комьев.

 глиняные женские статуэтки

  Во владимировской землянке была сделана и еще одна замечательная находка—фрагмент (верхняя часть) глиняной женской статуэтки. Несколько удлиненное лицо с хорошо моделированным округлым подбородком отделено от короткой шеи. Рот обозначен горизонтально вытянутым углублением. Сильно выступающий с горбинкой нос непосредственно переходит в низкий лоб. Двумя правильными углублениями округлой формы обозначены оба глаза. Рельефно вылепленные уши проткнуты поперек сковозными отверстиями. Правое ухо обломано. Короткая шея переходит в несколько опущенные плечи. Руки обломаны. По аналогии с другими статуэтками, руки, вероятно, были сложены под грудью. Обнаженная грудь, изображенная двумя рельефно вытянутыми бугорками, несколько наклонна вперед и показывает, что статуэтка скорее всего была сидячей. Углубленными полосками обозначены "Откинутые назад распущенные волосы" разделенные посредине пробором. Спереди вокруг лица волосы обрамлены углубленной полосой. Распущенные по спине волосы изображены рельефно, концы их как бы перехвачены узлом. Статуэтка вылеплена из розоватокрасной плотной глины с примесью песка. Поверхность статуэтки покрыта слоем красной облицовки и сохраняет следы росписи черной краской, по видимому следы татуировки.

  Трипольские статуэтки, в большинстве женские и только изредка мужские, найдены нами в каждом трипольской жилище, а также и за пределами жилищ.

Что же представляют эти маленькие скульптуры? Для чего они сделаны и почему мы находим их вблизи очагов, рядом с зернотерками, около больших сосудов для хранения припасов? Мнения ученых по этому вопросу противоречивы. Некоторые археологи рассматривали глиняные статуэтки Трои, Кикладских островов, Балканского полуострова и Приднепровья с точки зрения первобытного искусства, другие видели в неолитических статуэтках изображения «отвлеченного женского начала», или «идолов», олицетворяющих плодородие. По мнению многих ученых, глиняные статуэтки изображали женщин, совершающих культовые действия.

 глиняные статуэтки, найденые в п. Колодяжный   глиняные статуэтки, найденые во Владимировке

 глиняная статуэтка из Костиниши  глиняная статуэтка, найденая в с. Колодяжный

  Существует и другое мнение, будто трипольские статуэтки были просто детскими игрушками. Но мнения этих ученых необоснованны. Они рассматривают трипольские статуэтки вне той исторической обстановки, в которой они были созданы. Важно установить местоположение статуэток в большом трипольском доме и тем самым подойти к пониманию их назначения. Когда мы стали обращать внимание на место находок статуэток, нам стало ясно и назначение их. Решить этот вопрос мы смогли еще благодаря весьма интересной находке — глиняной модели трипольского жилища из селения Полудня, где хорошо видно внутреннее устройство трипольского дома.

На модели видны две женские фигурки. Одна из них передает облик трипольской женщины за работой: она растирает зерно на ручной зернотерке. Около нее стоят сосуды с запасами продуктов. А другая фигурка, помещающаяся у очага, выполнена более условно: она напоминает многие трипольские фигурки, найденные нами в жилищах. Видимо, эта условно выполненная фигурка изображает домашнего идола, покровителя дома.

  Буржуазные археологи часто называют многочисленные собрания женских скульптур одним определением — идолы. Советские ученые, анализируя .исторические условия, место находок и характер самих скульптур, сделали вывод, что находимые обычно вблизи очага или жертвенника трипольские статуэтки являются предметами, связанными с культом земледельческих племен.

  Теперь есть все основания сказать, что трипольские женские статуэтки из i ляны связаны с культом плодородия— возрождающейся природы. Материалы .русской этнографии подтверждают этот культ в более поздние эпохи.

Известно, что многие славянские народы, устраивая весенние праздники, одевали молодые березки в девичьи платья и складывали песни, связанные с этими обрядами.

  У многих других народностей нашей страны еще до недавнего времени сохранились праздники, отображающие культ умирающей и воскресающей природы.

  Так, по сообщениям старых исследователей, в Абхазии был обычай наряжать кукол и с пением бросать их в воду. В песнях девушки просили влаги во время засухи.

  С тех пор как люди стали возделывать землю, она перестала быть для них просто землей, она стала матерью, землейкормилицей, источником жизни. Видимо, и женские статуэтки трипольцев отобразили эти верования древних земледельцев.

  У трипольцев поразному изображены женские статуэтки. Можно предполагать, что женский образ отождествлялся с солнцем, небом, водой и землей. Вот почему мы находим статуэтки женщин с поднятыми вверх руками, а глиняные статуэтки из ЛукиВрублевецкой, найденные недавно археологом С. Н. Бибиковым, были с примесью пшеничных зерен в глиняной массе — символ плодородия земли.

  Мы находим эти статуэтки и вблизи очагов и рядом с зернотерками, а иные из них бросались в огонь и найдены вблизи жертвенников. Древние земледельцы верили в магическую силу этих жертвоприношений. Эти древние черты трипольских земледельческих племен и через тысячи лет наблюдаются в культе восточнославянских племен.

  Трипольская экспедиция подробно изучила памятники культуры, найденные во Владимировке. Поселок этот заметно отличается от других трипапьских поселений. Здесь можно проследить, как постепенно разрастался родовой коллектив и создавались новые постройки. Население новых жилищ хозяйственно не отрывалось от соседних и было с ними связано.

  Длительное существование здесь поселения следует объяснить тем, что Владимировский поселок расположен в бассейне Южного Буга, на пути, по которому с глубокой древности осуществлялась связь с Югом, с Причерноморьем и со странами восточного Средиземноморья.

  Владимировка существовала в трипольское время значительно дольше других поселений. Разнообразные находки позволили нам увидеть, как медленно совершенствовались в своем мастерстве строители жилищ, земледельцы, гончары. Здесь можно увидеть и грубую, примитивную глиняную посуду, и керамику, великолепно расписанную трехцветным узором — белой, черной и красной красками. Здесь же и керамика с черной спиральной росписью, которая несколько позднее имеет широкое распространение в трипольских поселениях Поднепровья, Побужья и Поднестровья. Если в других поселениях мы находили отдельные орудия из кремня и кости, то на Днестре недавно обнаружены остатки древних мастерских, где изготовлялись многочисленные ножи, серпы, скребки, наконечники стрел и другие орудия из кремня. Судя по найденным нами моделям жилищ и статуэткам, трипольские женщины были не только хозяйками в своих домах, но и участвовали в обработке полей, снятии урожая, занимались приготовлением муки из зерна на ручных жерновах. Мужчины охотились на дикого зверя и занимались рыболовством.

  Родовые поселения Коломийщина Н, Владимировка и др., изученные нашей экспедицией, можно сравнить, с одной стороны, с такими же поселениями, известными в ЮгоВосточной Европе, с другой — с селениями, известными у племен индейцев Мексики и Центральной Америки. Не останавливаясь подробно, замечу только, что Морган в работе, широко использованной Ф. Энгельсом в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», пишет: «Где бы ни установилось господство родовой организации, мы видим, как правило, что отдельные семьи, объединенные близкими родственными отношениями в общие домохозяйства, устраивают общий запас продовольствия, добытого рыбной ловлей, охотой и культурой маиса и других растений. Семьи эти строили большие дома, достаточно обширные для размещения нескольких семейств, и можно считать общим явлением, что во всех частях Америки туземного периода люди жили не отдельными семьями в отдельных домах, а обширными, многосемейными домохозяйствами».

  Ряд исследователей, путешествовавших по долине Колумбии, давал описания поселений индейских племен Дома индейцев имели несколько очагов и вмещали несколько семей; по описаниям, сделанным в XVI веке, селения состояли из 17 домов, каждый из которых был настолько обширен, что в нем жило несколько семейств по 20—25 человек; в доме было несколько отдельных очагов. Дома в таком поселке были размещены по кругу.

 

Одежда трипольских женщин

О чем рассказал жолудь ( занятия древнего человека )

Изображение быка ( Триполье, Коломийщина )

Пшеница и ячмень в триполье

Трипольская культура

Изучение Триполья

 



Раздел: По следам древних культур



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (1)

UP
Hollie    Июль 4, 2016


Hey, good to find somonee who agrees with me. GMTA.

  1



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Чайковский: Роковая симфония номер 6Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк: Загадочное свидание »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Картина Сестры
картина Букет цветов
От рапиры до рапиры

Агния Барто: Переводчица с детского



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне