Опубликовано: Апрель 30, 2010

М.М. Чореф

К вопросу о номиналах бронз раннесредневекового херсона, часть 2

Отметим, что ряд исследователей монетного дела Херсона уже высказали свои предположения о значении «В» на лицевых сторонах литых подражаний гемифоллисам VI-VII веков. Так, И.И. Толстой отнес её к литью Василия I (867-886) [17]. Правда, это определение казалось и самому исследователю спорным. В свою очередь, В.А. Анохин отнес эмиссию литых подражаний гемифолли-сам ко второй половине VIII века [18]. И.В. Соколова, развивая его мысль, предположила, что их могли изготавливать на протяжении всего VIII века [19]. В процессе изучения монетного материала ей удалось проследить эволюцию оформления этих монет, что позволило выделить три их разновидности. По мнению И.В. Соколовой, если самые ранние из них были точными копиями оригинала, то со временем был совершен отход от первоначального канонического типа. На лицевых сторонах монет исследователь проследила появление большого креста в руках и нимба у правой фигуры. Кроме того, ей удалось проследить трансформацию на реверсе «D» в крест на Голгофе. И.В. Соколова связала эти явления с выработкой новых правил оформления монет при Юстиниане II (685-695, 705-711). Позже всех, по её мнению, в обращение поступили бронзы с «В» на лицевых сторонах, отнесенные И.В. Соколовой к литью Вардана Филиппика (711-713) [19]. Правда, исследователь посчитала свое предположение спорным, так как не смогла объяснить наличие контрамарок с этим символом и на фоллисах Тиверия III Апсимара (698-705) [21].

Попытаемся разрешить это противоречие. К сожалению, мы вынуждены отметить, что она переоценила значение незначительных изменений в оформлении литых бронз с «D». Да, отмеченная И.В. Соколовой закономерность эволюции оформления аверсов имеет место. Однако, как известно, на лицевых сторонах монет, выпущенных от имени Юстиниана II и его сына Тиверия (705-711), были выбиты изображения правителей, держащих в руках большой крест [22]. Но на аверсах бронз Херсона, относимых И.В. Соколовой к литью этих императоров, только одна из фигур - правая, держит этот христианский символ. Кроме того, на его монетах правители изображались без нимбов [23]. В любом случае, медь Юстиниана II чекана Константинополя была оформлена иначе, чем представлялось И.В. Соколовой. Так, на аверсах были выбиты погрудные изображения автократора с сыном или без него, а на реверсах - стандартные для Византии обозначения номиналов. Нам не известна и медь этого правителя с изображе -нием Христа [24].

К сожалению, и предположение И.В. Соколовой о развитии «D» в крест на Голгофе на их реверсах не менее спорно. Дело в том, что на оборотных сторонах вероятных прототипов этих бронз просматривается небольшой крест [25]. Видно, что херсонские монетчики размещали его выше и левее, а боспорские - над «D», так, что он практически соприкасался с ней. На известных литых подражаниях гемифоллисам этот христианский символ помещен, как правило, над обозначением номинала. Следовательно, их прототипами могли быть только боспорские бронзы, вероятно, Маврикия Тиверия. Скорее всего, в этом городе было налажено производство нескольких разновидностей литых гемифоллисов [26].

Как видим, отмеченные И.В. Соколовой явления носят случайный характер. Можно предположить, что в результате эксплуатации формы, периодически разрушавшейся в результате воздействия с расплавленным сплавом и регулярно подправлявшейся, происходило значительное искажение изображений, выражавшееся не только в огрублении сложных элементов оформления, к примеру, фигур людей, но и в слиянии или к утере относительно простых и заметных геометрических фигур и символов. Возможно, в результате этого произошло объединение «D» и креста.

Считаем, что предположения И.В. Соколовой о закономерности в развитии этого монетного типа явно спорны. А попытка отнести начало преобразований к первому правлению Юстиниана II завела исследователя в тупик.

Пользуясь случаем, приведем и наши соображения, позволяющие, как нам кажется уточнить датировки этих литых бронз. Итак, судя по сохранению прежнего обозначения достоинства, первый из перечисленных знаков не был помещен с целью изменения номинала. В таком случае, его наличие может свидетельствовать только о легализации обращения этих монет, т.е. является своего рода контрамаркой. Воспользуемся ситуацией и попробуем её расшифровать. Нам известно, что правители того времени использовали в качестве эмблем свои монограммы или первые буквы имени. Такие надчеканки помещали, как правило, на аверсах монет. К примеру, подобные контрамарки Ираклия на бронзах Херсона и Боспора хорошо известны [27]. Значит, нам остается только установить правителя по первой букве в его имени. Действительно, нам известен один из императоров Византии - Вардан Филиппик, правивший в начале VIII века и начавший свой поход на столицу из Херсона.

К сожалению, вопрос о возможности эмиссии от его имени в Херсоне еще не разрешен [28]. Мы не считаем возможным вступать в спор по этому вопросу, отметим только, что если все наши рассуждения верны, нам удалось найти еще одно подтверждение предположению И.В.Соколовой. Разделяя её точку зрения на предмет возможности денежной эмиссии в Херсоне от имени Вардана Филиппика, считаем, что она происходила в период его борьбы с Юстинианом II с целью финансирования военных расходов. В этом случае оригиналами могли служить самые распространенные и узнаваемые населением монеты, производство которых было относительно хорошо налажено и сравнительно дешево. А для узаконения их обращения, на аверсах, рядом с портретами некогда правивших императоров, была размещена его монограмма.

Выдвинутое предположение позволяет уточнить и датировку остальных серий подражаний гемифоллисам. Сама их немногочисленность и замеченная преемственность типов свидетельствует о кратковременности их производства. В то же время отсутствие на них упоминаний представителей дома Ираклия не может быть случайным. Вероятно, городские власти наладили в тот период эмиссию копий самой распространенной в городе разменной монеты - гемифолли-сов этого императора и его ближайших предшественников. Выбор оригиналов говорит

0 нежелании элиты Херсона считаться с Константинополем. Ведь, в противном случае, город мог выпустить чеканные или литые бронзы от имени Юстиниана II. Считаем, что литье самых ранних их разновидностей началось в начале VIII века, вернее всего, во время восстания против этого императора, а выпуски Вардана Филиппика были последней серией монет этого типа.

Вероятно, высокая потребность в мелких деньгах должна была сохраняться в Херсоне и позже. В таком случае, его монетный двор мог эмитировать в обращение монеты наименьшего достоинства. Действительно, известные к настоящему времени литые бронзы этого города, выпущенные, по мнению большинства исследователей, до прихода к власти Василия

1 весят не более 2,25 г при диаметре 12-15 мм. Отметим, что в тот период на византийский фоллис шло не менее 5 г бронзы [29].

Так как в настоящее время нет ни только единого мнения по вопросу о номиналах этих бронз, то мы, продолжая ранее начатое исследование [30], попытаемся высказать и обосновать свои предположения.

Итак, все литые бронзы Херсона интересующего нас периода имеют общие тенденции в оформлении. Так, на аверсах большинства из них присутствуют буквы, вероятно, монограммы имен или сокращения, а на реверсах - сокращенные надписи типа «ft», «fib», «ЙС» или кресты с поперечными отрезками на окончании перекладин. На остальных на оборотных сторонах были размещены символы «С» или, возможно, «Л»

[31] (Рис.1,4-77). Заметно, что некоторые монеты первой и второй групп имеют одинаково оформленные реверсы. На данном этапе изучения мы не ставим перед собой задачи определить и датировать эти монеты

[32]. Отметим только, что изобилие типов свидетельствует о длительности их эмиссии, а выявленные соответствия в оформлении позволяют нам предполагать, что все они имели один номинал.

Попытаемся его определить. Для ускорения разрешения этой проблемы предположим , что монеты раннесредневекового Херсона могли быть только известных византийскому миру номиналов. Мы можем быть уверены в истинности этого постулата, так как, в любом случае, обилие монетных типов бронзы чекана этой империи позволяет нам с достаточно большой вероятностью считать, что и в её северном форпосте не могли выпускать разменные деньги какого-либо неизвестного в центре достоинства. Раз так, то обратимся к трудам, посвященным монетному делу Византии. Оказывается, что в VIII-IX веках в этом государстве продолжилась наметившаяся ранее тенденция к выпадению из обращения наименьших номиналов разменных денег. Если еще при Ираклии практически перестали чеканить монеты, достоинство которых было менее декануммия [33], то при Феофиле (829842) прекратилась эмиссия полуфоллисов [34]. Таким образом, бронзы Херсона, эмитированные в тот период, должны быть большего номинала, чем 10 нуммий, но меньшего, чем фоллис. Действительно, в Византии с VIII века чеканили только один вид таких монет -гемифоллисы. Таким образом, одновременные им литые бронзы Херсона должны были иметь тот же номинал. Последние городские монеты, оформленные в этом едином стиле, были выпущены при Василии I.

Как видим, даже не ставя перед собой задачи датировать бронзы, традиционно относимые к литью Херсона начала IX века, мы смогли установить период их обращения. Кроме того, если все наши умозаключения верны, то предположения некоторых исследователей, изучающих денежное обращение Херсона, могут быть опровергнуты выявленными фактами. Так, хорошо известные бронзы с «А» на аверсе и с «ЙС» на реверсе, относимые И.В. Соколовой вслед за А.В. Орешниковым к литью Александра (912-913) [35], как видим, перестали изготавливать уже к концу правления его отца.

Итак, нам удалось определить номинал литых бронз Херсона второй половины VI -первой половины IX веков. Для достижения поставленной цели нам нужно только установить достоинство монет этого города, выпущенных при правителях Македонской династии [36] (Рис.2,7-22). Мы уже приводили доводы в пользу нашего предположения, согласно которому в городе в тот период лили фоллисы [37]. Не желая утруждать читателя, заметим только, что номинал этих монет второй половины IX-X веков был установлен применяемым нами методом . Считаем нужным только заметить, что выявленное задолго до нас увеличение веса херсонской бронзы IX-X веков с 2,25 до 5,59 г является косвенным подтверждением нашего предположения.

Таким образом, проведя небольшое нумизматическое исследование, нам удалось установить номиналы основной группы литых бронз Херсона. Однако результаты анализа монетного материала не должны ограничиваться простой констатацией факта, что в этом городе в VIII-X веках лили деньги двух достоинств. Как мы уже писали, на монетах двух выявленных групп, т.е. гемифоллисов и фоллисов, заметны стандартные тенденции в оформлении. То есть, на реверсах бронз меньшего номинала, как правило, размещался или восьмиконечный крест, или аббревиатуры «ft», «fib», «flC» или символы «А», «С», а на оборотных сторонах крупных монет императоров IX-X веков был оттиснут или патриарший крест на трёх ступенях, или крестовидная монограмма [38]. Замеченная тенденция не может быть случайной. Подобные элементы оформления уж очень точно подходят для обозначения номиналов монет. Кроме того, подобное использование крестов разной конфигурации прослеживается на золоте и серебре Византии [39] (Рис.2,23-27). Дело в том, что на монетах из драгоценных металлов, как правило, никаких буквенных обозначений их достоинства не использовали. А наличие на части мелкого серебра, чеканенного в западных провинциях империи в VI-VIII веков [40] обозначения номинала в нуммиях только подтверждает наше предположение. Считаем, что жители Херсона, как и прочие византийцы, могли без ошибок различать монеты по выявленным нами признакам.



Раздел: Средневековый крым ( очерки )


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« К вопросу о номиналах бронз раннесредневекового херсона, часть 1, часть 1 М.М. ЧорефКипарисовики и их роль в озеленении »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Картина 2, гномы. Декорация в театре Фридриха для "Картинок с выставки" Мусоргского, Дессау
Улица в провинции
Одетта де Шамдивер: Безумец и «маленькая королева»

Одностворчатые наружные двери с фрамугами в стиле модерн



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне