Опубликовано: Апрель 23, 2010

Херсонесские мастера-коропласты

Херсонесские мастера-коропласты, вдохновляясь творениями великих мастеров, создавали и свои, подчас оригинальные произведения, к числу которых принадлежит фрагментированная терракота Афродиты из дореволюционных раскопок - одна из самых замечательных терракот херсонесской коллекции [8] . Она также была создана под сильным влиянием работ Праксителя и мастеров его школы. У Праксителя «заимствованы» вся композиционная схема построения фигуры и наличие подпорки, которая всегда составляла часть композиции. Херсонесская Афродита изображена спокойно стоящей на фоне подпорки, играющей в данном случае чисто декоративную роль, т.к. фигура богини ее не касается, а стоит самостоятельно. Верхняя часть фигуры обнажена, а нижняя изящно прикрыта драпировкой. Красота общего контура фигуры, плавные его линии, мягкое движение слегка отведенной назад левой руки, придерживающей, по всей видимости, край гиматия, ямочка в основании шеи, локон на левом плече в виде крупной длинной пряди, мастерство драпировки - все исполнено выразительно и умело, так, что явные просчеты в построении нижней части фигуры просто не бросаются в глаза.

К числу оригинальных творений херсонесских коропластов принадлежит объемная протома Афродиты. В Херсонесе известны две такие находки. Лучшая по сохранности происходит из раскопок в 1975 г. эллинистического помещения в I квартале северовосточного района городища [9]. Протома представляет собой погрудное изображение богини в фас. Пышные, вьющиеся волосы венчает стефана, украшенная рельефными круглыми розеттами. Это Афродита Урания («небесная»), символ света, символ рождения жизни. На голове богини - высокая подставка с чашечкой (кернос). Голова Афродиты на херсонесской протоме точно повторяет изображение Афродиты на фигурной вазе из Фанагории [10]. Судя по всему, и фанагорийская ваза, и херсонесская протома восходят к одному и тому же образу, созданному, очевидно, в греческой монументальной скульптуре V-IV вв. до н.э. и который «был удивительным созданием искусства» [11]. По всей видимости, образ Афродиты, вдохновивший мастеров этих двух античных центров, был создан, скорее всего, в Афинах, а затем через Малую Азию попал в Сев. Причерноморье.

Вторая аналогичная протома была обнаружена в слое над ранним некрополем на северном берегу Херсонеса с материалом IV -начала III вв. до н.э. [12] . Находка протомы на некрополе вполне объяснима и осмысленна, т.к. Афродита еще со времен архаики была наделена хтоническими чертами. Ее протомы нередки среди инвентаря древнегреческих погребений, где она выступает как символ возрождения и бессмертия. Вполне возможно, что этот тип протомы создавался специально для погребального ритуала и предназначался для установки в могилу. В херсонесском некрополе эпохи эллинизма погребения с терракотами очень редки и, тем не менее, помимо упомянутой протомы, известная статуэтка Афродиты, найденная в 1910 г. на некрополе в юго-восточной части городища [13]. По составу инвентаря погребение датируется II-I вв. до н.э. Афродита в хитоне и гиматии изображена стоящей у алтаря, на который помещена птица. Правая ладонь богини касается птицы (голубь?), левая опущена вдоль тела. На голове высокая прическа (?) и гладкий венок (символ хтонического божества). Хтонические культы, как известно, очень консервативны и мало подвержены изменениям. В данном случае терракота воспроизводит тип Афродиты, известный со времен классической эпохи, но который без особых изменений «перешагнул» в эпоху позднего эллинизма. В данном погребении изображение Афродиты олицетворяет собой идеи возрождения и бессмертия.

В первые вв. н.э. культ Афродиты становится государственным, что однако не исключает ее из состава частных культов. Среди скульптурных находок в Херсонесе есть ее изображения и, судя по ним, по-прежнему популярен тип Афродиты эпохи эллинизма -полуобнаженная богиня. Но среди немногочисленных терракот первых вв. н.э. ее изображения не известны.

Таким образом, культ Афродиты в античном Херсонесе был одним из самых популярным. Терракоты с ее изображением создавались в местных мастерских под впечатлением прославленных работ Фидия и особенно Праксителя, они запечатлели и сохранили для нас ныне утраченные скульптурные шедевры. Типы херсонесских терракот Афродиты разнообразны, но основное внимание сосредоточено на Афродите Урании («небесной»), богине света, любви, покровительнице браков. Как хтоническая, богиня Афродита олицетворяла собой идеи возрождения и бессмертия. И в первые вв. н.э. характер ее культа особых изменений не претерпел.



Раздел: Средневековый крым ( очерки )


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« КУЛЬТ АФРОДИТЫ В АНТИЧНОМ ХЕРСОНЕСЕ (ПО ДАННЫМ КОРОПЛАСТИКИ)Усадьба античного земельного надела »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Песня песен
Сторож
Борис и Глеб — первые русские святые

Стихии знака Зодиака и работоспособность человека



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне