Опубликовано: Апрель 23, 2010

КУЛЬТ АФРОДИТЫ В АНТИЧНОМ ХЕРСОНЕСЕ (ПО ДАННЫМ КОРОПЛАСТИКИ)

Культ Афродиты в Херсонесе Таврическом известен с начального периода формирования полиса, но первостепенной роли в херсонес-ском пантеоне раннего периода и эллинистической эпохи он не играл. Тем не менее, культ Афродиты был в числе наиболее популярных, хотя и оставался долгое время в сфере частных культов. Государственным культ Афродиты становится в Херсонесе лишь в первые вв. н.э.

В эпоху раннего эллинизма самыми популярными типами херсонесских терракот являются протомы, погрудные изображения богинь, олицетворяющих собой производящие силы природы и наделенные одновременно чертами хтонических подземных божеств. В этом ряду известна и Афродита как олицетворение женской производительной силы [1]. Протомы Афродиты времени IV-III вв. до н.э. трудно отделить от протом с изображением Коры, особенно, если учесть, что терракоты, как правило, доходят до наших дней в обломках. Не всегда помогают и атрибуты богинь - так, к примеру, птица и цветок могут сопутствовать как Афродите, так и Коре .

Иконография Афродиты выработалась в Афинах к IV в. до н.э., тогда же появляются разнообразные типы ее изображений. К этому времени древние греки знали как бы двух Афродит - Афродиту Уранию и Афродиту Пандемос. Афродита Урания («небесная») властвует над всей природой и, по выражению Эврипида, «низводит на землю любовь и плодородие» [2]. Афродита Урания, простирающая власть свою на небо, землю и море [3], богиня строгая, одетая в хитон и гиматий.

В херсонесской коллекции терракот этот тип представлен двумя статуэтками. Одна из них («Афродита на лебеде») (Рис. 2), по всей видимости, малоазийского производства, а вторая («Афродита и Эрот») (Рис. 3) местного производства, но оттиснута, скорее всего, в привозной форме. Обе статуэтки происходят из раскопок в 1903 г. в центральной части городища. Терракоты фрагментированы: в первом случае отсутствуют голова и верхняя часть фигуры богини, а также голова и шея лебедя.

Афродита в хитоне и гиматии, восседающая на лебеде, одно из самых ранних изображений Афродиты Урании. Посвященный ей лебедь в представлениях древних греков, является птицей, связанной с тайнами плодородия [4]. Тип, переданный терракотой, есть тип Афродиты Урании великого Фидия. Монументальная статуя богини, по всей вероятности, стояла в Афинах и принадлежала резцу выдающегося художника V в. до н.э., близкого кругу Фидия [5].

Терракота «Афродита и Эрот» также фрагментирована: утрачены голова и нижняя часть фигуры богини, а также ноги Эрота. Афродита, судя по сохранившемуся фрагменту, изображена сидящей, нижняя часть фигуры скрыта гиматием, конец которого, перевитый жгутом, проходит под грудью богини. Гиматий скрывает также левое плечо Афродиты.

Верх фигуры, возможно, облачен в тончайший хитон, на плечах - концы вьющихся волос. Эрот обнаженный, на фоне короткого плаща, голова, украшенная пышным венком, наклонена к левому плечу. Удлиненные пропорции фигур указывают на послепракси-телевское время.

Культ Афродиты Пандемос («всенародная») тоже связан с Афинами, откуда он затем попал в Малую Азию , где , возможно , и «родилась» иконография этого образа. Афродита Пандемос - олицетворение народного союза и единства , а также покровительница брака (последнюю функцию имеет и Афродита Урания, что «роднит» обеих богинь. Однако, Афродита Пандемос олицетворяет собой именно идею плотской любви).

Из дореволюционных раскопок происходит терракота «Афродита с голубем» . Обстоятельства и место ее находки неизвестны. Богиня изображена сидящей (на алтаре?), в левой руке голубь. Голова, часть правой руки и ступни ног утрачены. Гиматий плотно драпирует фигуру богини. Статуэтка выполнена местным мастером во II в. до н.э.

В эпоху эллинизма понимание Афродиты как богини простой человеческой любви усиливается, что выразилось в распространении почитания Афродиты Пандемос и стирании граней между Афродитой Уранией и Афродитой Пандемос .

Образ Афродиты не был в Херсонесе строго каноническим, тем более, что в самой древней Греции в период V-IV вв. до н.э. скульпторами и художниками был создан целый ряд художественных произведений, посвященных «прекраснейшей из богинь».

Лучшие изображения Афродиты связаны, безусловно, с именем великого афинянина Праксителя. Его Афродита «книдская» считалась идеалом женской красоты. Прославленная статуя вызвала к жизни бесчисленное количество подражаний и вариантов, одним из которых можно считать терракоту, найденную в 1908 г. в одном из помещений северо-восточного района городища [7] . Мастер-херсонесит изобразил обнаженную богиню в момент, когда она собирается войти в воду (мотив праксителевской Афродиты). Левой рукой она придерживает гиматий, соскользнувший с плеч, правая нога обнажена и слегка выступает вперед. Голова и верх правой стороны фигуры, к сожалению, утрачены.

Образ Афродиты обнаженной или полуобнаженной становится в эллинистическом Херсонесе самым популярным. Афродита Анадиомена («морская», «выходящая из пены морской»), Афродита в раковине , Афродита с лебедем или дельфином - все это варианты «морской» Афродиты, они также подчеркивают «чувственный» аспект в характере богини. Афродита «морская» могла выступать в Херсонесе и как покровительница мореплавания.

 

 



Раздел: Средневековый крым ( очерки )



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Средневековый крымХерсонесские мастера-коропласты »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
картина Волы
Агава
Общественный строй скифо-саков

В музее Пушкина открылась выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Ломоносова



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне