Опубликовано: Январь 26, 2016

Кровавое воскресенье

Двумя-тремя предложениями отмечена роль организатора шествия священника Георгия Гапона. Присутствует намёк на некое участие социал-демократов в составлении петиции для царя — и совершенно опущены иные подробности.

Когда процесс нельзя остановить


А между тем Кровавое воскресенье до сих пор остаётся событием не только трагическим, но и загадочным. Прежде всего, интересен вопрос: каким образом удалось организовать такое шествие?

По разным подсчётам, в нём приняли участие от 140 до 150 тысяч человек. Для Санкт-Петербурга того времени — цифра просто запредельная. Даже сейчас, когда население города выросло в три раза, собрать такое количество участников манифестации невозможно без официальной поддержки властей. Как же это удалось сделать в далёком 1905 году?
Известно, что к этому времени русским обществом овладели идеи либерализации. Активизировавшиеся политические партии выдвигали требования обязательных реформ. Народные массы явно не желали жить по-старому.

В этих условиях сработал известный принцип: если процесс нельзя остановить, то его нужно возглавить. По инициативе жандармского полковника Сергея Зубатова, создателя российского политического сыска, в стране с 1901 года возникали легальные рабочие организации, целью которых было удержать пролетариат от решительных революционных действий. Организации занимались просветительской работой — в основном обучением грамоте и коллективным чтением книг, их деятельность контролировалась полицией. Более того — все руководители подобных рабочих кружков являлись платными сотрудниками охранных отделений своих городов.

В Санкт-Петербурге такая просветительская организация называлась «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Именно она и вывела народ на улицы.

Что могут четверо рабочих и две сотни казаков


Другой вопрос: как именно проходил расстрел демонстрантов? Почему-то во многих книгах и художественных фильмах их показывают единой колонной, марширующей на Дворцовой площади. Но так ли это было на самом деле?
События развивались по нарастающей. В декабре 1904 года на Путиловском заводе произошло увольнение четверых рабочих, которые обратились за поддержкой в Нарвский отдел «Собрания». Дирекция завода обсуждать инцидент отказалась. В начале января все 12,5 тысячи рабочих Путиловского завода объявили забастовку. К ней быстро присоединились работники других предприятий. Но хозяева не шли на уступки. Георгий Гапон и другие руководители «Собрания» понимали, что удержать взбудораженные массы в правовых рамках будет крайне сложно. Единственной действенной мерой выглядела подача петиции самому царю.

Предполагалось, что рабочие пройдут по городу несколькими колоннами и встретятся на Дворцовой площади.

Раньше других вышли работники Ижорского завода в Колпино, в девять утра они соединились с представителями Невской заставы. 16-тысячную демонстрацию на Шлиссельбургском тракте остановили две сотни казаков.

На Васильевском острове шесть тысяч человек были остановлены также двумя сотнями казаков и пехоты.

У Нарвской заставы в колонне находился сам Гапон. Здесь колонна была самой многочисленной — 50000 человек. Их остановили около Нарвских ворот. В результате стрельбы на снегу осталось много раненых и убитых. Сам Гапон был ранен в руку, но его вывели из-под огня.

Демонстрация на Петербургской стороне насчитывала 20000 человек, в них стреляли солдаты Павловского полка. Убегающих догоняли кавалеристы и рубили их шашками. Колонна Выборгской стороны была рассеяна без жертв — просто в результате холостых выстрелов.

Несмотря на расстрелы, в полдень на Дворцовой площади собралось несколько тысяч человек. Рабочие разных колонн проникли сюда мелкими группами. После отказа разойтись по ним стала стрелять рота Преображенского полка, в результате чего люди разбежались.

Всего в шествии участвовали 11 колонн. Общее число погибших, по разным данным, составило от 130 до 200 человек.

Мирное шествие или кровавый заговор?


Какова была роль профессиональных революционеров в данном мероприятии? В русской эмиграции 1920-х годов активно обсуждался вопрос о том, чтоКровавое воскресенье — это последствия заговора с целью убийства царя.

Знаете ли вы что…
9 января 1905 года Николая II не было в Санкт-Петербурге, он находился в Царском Селе. Позже царь пожертвовал для семей убитых и раненых 50000 рублей (годовой доход императора составил 1,77 миллиона).


Руководителями такого заговора называли эсера Петра (Пинхаса) Рутенберга. В его воспоминаниях рассказывалось, что целью шествия являлось вызвать царя на переговоры — и убить его. После этого неминуемо должно было произойти восстание, для которого за границей (в частности, в Германии и Японии) уже начали закупать оружие.

Эту версию подтверждает малоизвестный факт, что перед манифестацией Георгий Гапон послал царю письмо с просьбой обязательно выйти к народу — и сообщал, что рабочие будут безоружными и гарантируют его безопасность. В своих воспоминаниях Гапон пишет, что письмо по его приказу доставили в Зимний дворец, но прочёл ли его государь — неизвестно.

Представители трёх ведущих революционных партий (большевиков, меньшевиков и эсеров) пытались принять участие в подготовке к шествию. Они выступали на мероприятиях «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» и раздавали свои листовки. Но агитаторов не просто не слушали — по воспоминаниям одного из них, большевика Дмитрия Гиммера, их избивали и выгоняли прочь.

Накануне шествия Гапон пригласил революционеров на совещание. Правда, большевики прийти отказались, но прибыли меньшевики и эсеры (в частности, Рутенберг). Гапон изложил свой план действий: если царь не примет петицию, а также если власти применят силу, рабочие поднимут восстание, к которому предлагалось присоединиться революционерам.

Неизвестно, обсуждалось ли убийство царя, но факт сотрудничества с эсерами, которые неоднократно планировали и выполняли подобные акции, документально зафиксирован.

Труп в дачном посёлке


Ещё вопрос: кто и за что убил Гапона? Георгий (иногда его также называли Григорием) Аполлонович Гапон стал руководителем «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» после одобрения его кандидатуры особым отделом департамента полиции.

В 1893 году он окончил Полтавскую духовную семинарию, через год получил должность священника в бедной церкви при полтавском кладбище.

Переехав в Санкт-Петербург для учёбы в духовной академии, в 1902-м Гапон познакомился с полковником Сергеем Васильевичем Зубатовым — и с его одобрения стал одним из организаторов рабочего общества.

Одежда священника, в которую Гапон облачился во время шествия, была вместе с хоругвями и иконами взята из одной из часовен. В результате обстрела колонны, где шёл Гапон, погибли два кузнеца, бывших его личными охранниками. С Нарвской площади руководителя «Собрания» увёл эсер Пётр Рутенберг, работавший инженером инструментальной мастерской Путиловского завода. Гапону прямо на улице остригли волосы и помогли переоблачиться в гражданскую одежду. Позже он несколько дней жил в квартире Максима Горького — в советское время этот факт тщательно скрывался из-за боязни очернить образ великого пролетарского писателя.

После Кровавого воскресенья Гапон был лишён сана и объявлен в розыск. Он переехал во Францию, где вступил в партию эсеров.

28 марта 1906 года труп Гапона с верейкой на шее был обнаружен в пригороде Санкт-Петербурга — дачном посёлке Озерки. Никого из убийц задержать не удалось. Главным подозреваемым считался Рутенберг — поскольку его опознали по фотографии как человека, который снял дачу, где произошло убийство.

В 1909 году уехавший за границу Рутенберг обнародовал заявление, где признался в этом преступлении. По его утверждению, ликвидация Гапона проводилась с одобрения ЦК партии эсеров.

Чем же бывший священник не угодил социалистам-революционерам? Рутенберг утверждает, что Гапон предлагал ему за деньги сообщать о своей боевой организации — то есть пытался вербовать его как платного агента. Чтобы быть вне подозрений, Рутенберг привёл к Гапону своих товарищей. После недолгой беседы бывший священник был разоблачён и казнён.

Также среди исследований распространено мнение, что Гапона убили сотрудники охранного отделения — из-за того, что он угрожал разоблачением тем, с кем был связан совместной работой.

В советской истории из книги в книгу упорно переходила версия, что Гапона судила и казнила группа рабочих — за то, что он намеренно повёл народ под пули. Правда, никаких фактов в её пользу нигде не приводится.

Наоборот, известно, что в годовщину смерти Гапона на его могиле провели торжественную панихиду, где присутствовали более 100 рабочих, которые поклялись отомстить инженеру Рутенбергу за смерть своего вождя.

Три солнца над городом


И наконец, вопрос, связанный с проявлением мистических сил. По многочисленным свидетельствам очевидцев, 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге наблюдалось небесное знамение. Над городом взошли сразу три солнца, а позже небо украсилось необычной для зимы яркой радугой.

По народным поверьям, такое явление предвещает беду. Подобные знаки отмечены в русских летописях и «Слове о полку Игореве».

Неужели природа чувствовала, что события этого дня приведут к массовой гибели людей?

Журнал: Тайны 20-го века, №1-2 января 2015 года
Рубрика: Белые пятна истории
Автор: Платон Викторов

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Проблема происхождения НовгородаВопрос о призвании князя »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Без названия (три фигуры)
Крестьяне
Художественные керамические изделия

История пистолета системы Наган



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне