Опубликовано: Декабрь 4, 2015

Казачья пика — холодное оружие кавалерии

В русской армии конница стала массово вооружаться пиками с конца 17-го века. Ими сражались и уланы, и гусары, и кирасиры. Но больше всего прославили этот вид древкового оружия именно казаки. Казачья пика была таким же символом казачьего сословия, как шашка. И владели ею русские казаки виртуозно.

Казачья пика наводила ужас на вражеских кавалеристов!


Фото: казачья пика — холодное оружие кавалерии

Долгое время в России не существовало единого стандарта для кавалерийской пики. Было лишь общее представление, что это копьё с узким и довольно длинным гранёным наконечником. Вес и длину древка каждый кавалерист подбирал под руку. И, кстати, покупал пику за свои собственные деньги. Предметом государственного снабжения она стала лишь с 1893 года. Поэтому пики конца 18-го — начала 19-го века довольно разнообразны и с трудом поддаются классификации. Известно лишь, что казаки предпочитали пики на аршин (0,71 см) длиннее, нежели уланы.

Гроза горцев

Ко времени начала военных действий против армии Наполеона Бонапарта у русской кавалерии сложилась тактика атаки, при которой первые несколько рядов всадников вооружались пиками. Это делало первый натиск особенно сокрушительным. А потом уже дело довершали сабли и шашки.

Особенно отличались мастерским владением трёхметровой пикой казачьи части. Подготовленный казак вытворял с этим оружием буквально чудеса, поэтому в 1839 году пика была официально поставлена на вооружение казаков. Для неё были установлены следующие параметры: общая длина — 3,4 м, вес — 2,3 кг, длина наконечника — 25 см, диаметр древка — 3,6 см. Для сравнения — кирасирская пика была длиной 3,2 м, но весила при этом 3,25 кг. Для сложных приёмов она не годилась, её использовали только для изначального таранного удара.

Пика образца 1839 года продержалась на вооружении казачьих частей до 1901 года. Именно с ними в руках воевали донские казаки во время кавказской войны. И воевали вполне успешно — горцы не выдерживали атак казачьих сотен, вооружённых смертоносными длинными пиками.

Особую роль в развитии кавалерийского искусства владения древковым оружием сыграл легендарный казачий генерал Яков Бакланов, командовавший несколькими кампаниями на Кавказе в середине 19-го века. Отличаясь личной храбростью и огромной силой, Бакланов от каждого казака в своём полку требовал виртуозного владения как шашкой, так и пикой, считая, что это делает кавалериста непобедимым. Огнестрельное оружие Бакланов считал лишь необязательным дополнением к традиционной казачьей экипировке.

В 1901 году стандартная кавалерийская пика русской армии несколько укоротилась и потяжелела. Теперь при длине 3,1 м она весила 2,5 кг. Эта модель довольно быстро была признана не слишком удачной, и в 1910 году казаки получили новые пики. Главной новацией было то, что древко теперь делалось не из дерева, а из тонкостенных металлических трубок. Это позволяло сделать древко неуязвимым для вражеских клинков. Однако вес ещё больше увеличился. Металлическая пика при общей длине 3,28 м весила уже 2,бб кг. Заодно укоротился до 13,5 см наконечник, и уменьшился до 2,7 см диаметр древка. На древко надевался пробковый «рукав», за который всаднику удобнее было держать оружие.

И для конного, и для пешего…

Искусство фехтования пикой передавалось у казаков от отца к сыну. К оружию относились с уважением, соблюдая обязательные ритуалы. Например, когда казак отправлялся в поход, то пику ему «на удачу» подавать должен был младший сын или племянник, сам ещё не годный к службе по возрасту.

Существовало множество боевых приёмов владения пикой, которые исполнялись как одной, так и двумя руками. Для удобства всадника к древку прикреплялись одна или две — петли. Первая располагалась на центре тяжести — она накидывалась на локоть и позволяла крутить трёхметровую пику одной рукой, не теряя над ней контроля. Вторая же (так называемый ножник) размещалась на самом конце-в неё при разгоне упирались ногой, как в стремя, чтобы сделать таранный удар ещё страшнее, вложив в него весь вес всадника и лошади.

В 1843 году все приёмы были систематизированы и изложены в «Начертании правил фехтовального искусства пиками». При помощи подробных рисунков там объяснялось, как должен действовать вооружённый пикой кавалерист в пяти вариантах ситуаций: конный против конного с пикой; конный против пешего с саблей или штыком; пеший против пешего с другой пикой или штыком; пеший против конного с пикой; пеший против пешего или конного с саблей или палашом.

Традиционными направлениями ударов пики считались: вперёд и назад, прямо и наискосок. Но, кроме этого, существовали и особые, хитрые приёмы. Например, древком пики, которую казак не успевал развернуть для укола, можно было вышибить противника из седла. В ближнем бою удары наносились даже обратной стороной древка. Особым искусством было парирование. Длинную пику нужно было успевать поворачивать под сыплющиеся с разных сторон удары и при этом не терять возможности для атаки.

Работая пикой, кавалерист был вынужден постоянно поворачиваться в седле всем корпусом, чтобы контролировать своё оружие, поэтому от казаков требовалось высочайшее мастерство верховой езды. Достигалось это изнурительными тренировками, во время которых новобранцы раз за разом атаковали пикой глиняный шар, установленный на гибком пруте. Разбить его можно было, только попав наконечником точно в середину сферы, иначе цель «уворачивалась» от неумелой атаки.

Для облегчения контроля над длинным оружием особое внимание уделялось балансировке пики. Центр тяжести был смещён чуть назад, так что боевая часть, как правило, составляла около 1,8 м. Благодаря этому казак получал преимущество перед солдатом, вооружённым ружьём с примкнутым штыком, которое было короче. За наконечником пики иногда делалось утолщение, чтобы не давать древку слишком глубоко входить в тело врага и дать возможность быстро выдернуть оружие. Пика была верной подругой для казаков. В походе пики могли использоваться как основа для носилок, как каркас для шалаша или палатки.

Пика образца 1910 года пережила революцию 1917 года и официально состояла на вооружении казачьих частей РККА до 1931 года. В первые годы Великой Отечественной войны их попробовали вернуть, но после нескольких боёв убрали уже навсегда. Слишком сильно изменилась война, и теперь казачья атака «в пики» уже не была так грозна и сокрушительна, как 100 лет назад.



Устройство казачьей пики

1 — стальная труба 2 — копьё 3 — наконечник 4 — кольцевые антабки для ножника 5 — ножник 6 — темляк 7 — пеньковый рукав

Память о подвиге

Русский офицер Анатолий Марков писал в своих мемуарах о посещении накануне Первой мировой войны «Царской сотни» Николаевского кавалерийского училища: «В первый же день, когда я вошёл в помещение сотни, на её средней площадке моё внимание привлекла к себе стоявшая на особой подставке деревянная пика с железным наконечником; это мне показалось странным, так как в те дни казаки и регулярная кавалерия были уже вооружены стальными. Подойдя поближе, я увидел на стене над пикой печатную надпись, гласившую, что пика является точной копией той, которой донской казак (имярек) в дни кавказских войн отбился от окруживших его 12 черкесов. Действительно, на дереве пики оказалось до двух десятков порезов, а в трёх местах дерево было срезано, видимо, шашкой. Познакомившись ближе с приёмами и владением этим страшным оружием и видя, с какой лёгкостью им работают казаки, я не удивился тому, что через два года после этого донец-казак Кузьма Крючков отбился пикой от 12 немцев, перебив и переранив их всех».

Журнал: Военная история, №10 — октябрь 2015 года
Рубрика: Холодное оружие
Автор: Виктор Банев

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (2)

UP
Болгар    Март 7, 2017


Донские казаки бъйли алани,скифи,болгари из Великой Болгарии княз Кубрата-632-668 года.Великая Болгария управлял по рекой Дону-Бат Боян син княз Курт Кубрата.Славяни тоже дали свая кров казаками.Болгари бъйли персийци из Ирана.Боевая наука с копия,сабли,лук и стрелй знали болгари.Песни По Дону песня лется дала для песни казаков-на филме физически тип и голос мужчинъй и женшчини от станице 20-процентов болгарский.

1


Болгар    Март 9, 2017


Певица Елена Красуля из Краматорск-чистая болгарка по антропологии.Физический тип еьо болгарский.Чорние волоси,глаза и болгарсая душа,сердце,ульйбка.Историки -Украйна дюмают о болших болгарские племена в Приазовие в 7-13 веком.

2



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Кто такие согдийцы?КОЧЕВНИКИ ТЮРКИ »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пароходы на Сене
картина Золотой парус
Трубы Иерихона

Винтовки Первой мировой



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне