Опубликовано: Декабрь 4, 2015

Катана: Душа самурая

Пожалуй, ни один вид холодного оружия не окружён таким количеством легенд, как японская катана. Легендарным самурайским клинкам порой приписывают чуть ли не магические свойства. Между тем катана — это просто хороший меч. Не самый лучший в мире, как порой утверждается, но и далеко не просто заточенная полоса стали.

Качество клинка катаны испытывали на преступниках

Фото: катана — история появления

Для начала придётся развеять некоторые заблуждения и определиться: что же такое японская катана? Многие удивятся, узнав, что название это появилось лишь в 14-м веке, а широко использоваться катаны стали и вовсе столетием позже. До этого меч, который использовали самураи на полях сражений, назывался тати. Ими сражались японские аристократы во время междоусобиц, раздиравших, страну до тех пор, пока в конце 15-го века её не объединил Ода Нобунага. Вот тогда-то вместо тати и вошли в моду более короткие и лёгкие катаны. С их помощью самураи демонстрировали своё искусство фехтования, разрубая связки прутьев, или сражались друг с другом в поединках. Однако это вовсе не означает, что катану стоит воспринимать несерьёзно. Напротив, именно воплотившись в ней, вековые традиции японских оружейников достигли своего совершенства.

Миллион слоёв

И тати, и катана относятся к одному типу мечей — дайто (иногда неправильно произносится как «дайкатана»). Развитие дайто начинается с 8-9 веков.

За столетия сложилась уникальная техника ковки клинка. Этот процесс занимал несколько недель. Одной из главных причин того было плохое качество железной руды, которую добывали японцы на своих островах. Чтобы придать металлу клинка необходимую твёрдость, с ним требовалось проделать немало манипуляций.

Сначала заготовку заливали раствором глины и засыпали золой — это удаляло шлаки. Затем металлический брусок плющился, складывался пополам и проковывался. Эта операция повторялась от 10 до 20 раз. Благодаря ей углерод, содержащийся в стали, равномерно распределялся по заготовке. Клинок дайто мог иметь до миллиона слоёв (2 в 20-й степени!). Однако мастер должен был зорко следить за тем, чтобы не переборщить — металл мог стать слишком твёрдым и, как следствие, хрупким.

Когда необходимая твёрдость металла была достигнута, заготовку клинка аккуратно сгибали вдоль по всей длине и в получившуюся выемку вкладывали брусок более мягкой стали. Это — сердцевина и обух лезвия. Благодаря такой структуре клинок дайто получал необходимые качества — твёрдое, идеально держащее заточку лезвие и упругая основа. Под предельной нагрузкой меч мог даже слегка согнуться, но не сломаться.

После проковки наступало время закалки — ещё одного таинства, секреты которого мастер не раскрывал никому, кроме своих ближайших помощников. Клинок частично покрывался специальной пастой на основе глины, раскалялся до строго определённого оттенка красного цвета и погружался в бак с тёплой водой. Именно в этот момент клинок естественным образом приобретал свой изгиб! Это происходило из-за изменения атомной структуры металла под воздействием температурных перепадов. Кроме того, под глиняной пастой возникала отличающаяся по цвету полоса вдоль лезвия, которую называли якиба.



Катана — устройство меча

1. Рукоять

2. Декоративная обмотка рукояти

3. Цуба

4. Укрепление клинка

5. Хамон

6. Клинок

7. Лезвие

8. Закалённый кончик клинка

9. Ножны

10. Кольцо для ношения ножен на поясе или крепления на стену

От «мягкой» части клинка её отделяла тонкая линия — хамон. В разных мастерских её делали по-разному. Где-то-прямую, где-то волнистую, где-то в виде затейливых узоров.

Вслед за всем этим наступало время заточки, полировки и, наконец, самого ответственного момента — испытания клинка. Этим занимались специальные люди — уважаемые профессионалы, услуги которых стоили недёшево. В разные времена клинки испытывали на разных предметах. Порой это были медные пластины, порой — связки дубовых шестов или соломенные снопы с бамбуком в середине. А иногда оружие без затей испытывали на приговорённых к смерти преступниках или трупах.

Красивые и опасные

Тати был заметно больше катаны. Его клинок достигал в длину 120 см, а вес доходил до полутора килограммов. Катана 15-го века имела клинок всего лишь около 60 см. длиной и весила от 750 до 1200 граммов. Правда, к 19-му веку она «подросла» до 80 см. Рукояти делались произвольной длины так, чтобы владельцу удобно было перехватывать меч двумя руками.

Кроме того, катаны отличались гораздо более вычурной отделкой. Тати были простым функциональным оружием, а катаны — символом высокого статуса самурая. До совершенства было доведено всё — даже оплетка рукояти шёлковым шнуром была не только удобной, но и максимально эстетичной, а уж фигурные цубы (гарды мечей) превратились в настоящие произведения искусства. При этом строго соблюдался главный принцип — как бы роскошно ни выглядела катана, она должна была полностью сохранять свою функциональность.

Была ли при этом всем катана лучшим мечом всех времён и народов, как порой утверждается? Независимые исследования показывают, что нет. Сваривать бруски различных сортов стали, чтобы получить высококачественный клинок, умели ещё кельты в 5-м веке до нашей эры. Сложные технологии закалки также были издавна известны и в Европе, и на Ближнем Востоке. Так что японские дайто были хорошими и даже отличными мечами, но отнюдь не уникальными.

По-настоящему выдающимися их делало отношение со стороны окружающих. Со свойственной им педантичностью японцы дали название каждому участку клинка и обставили каждый этап работы как священнодействие или колдовской обряд.

Представление о катане как о «душе самурая» сформировалось только в 16-м веке. К этому же времени сложился строгий этикет японского меча. Катана носилась в ножнах, заткнутых за широкий пояс, обязательно с левой стороны лезвием вверх. Если самурай хотел продемонстрировать доверие к собеседнику, он перемещал меч на правую сторону (так его сложнее было выхватить) или клал справа от себя рукоятью вперёд.

Формой выражения особого уважения являлась просьба полюбоваться мечом гостя. В этом случае тот поворачивал его рукоятью к себе и немного вытаскивал из ножен, показывая часть клинка возле цубы. Касаться клинка голой рукой было нельзя ни в коем случае! Это делалось только через шёлковый платок или рисовую бумагу.

При дворах императора и сёгуна со временем возникла сложнейшая система оружейного этикета. Для каждого случая полагалось выбирать специально предназначенный вариант оправы ножен и рукояти. В этих случаях мечи воспринимались скорее как часть костюма, чем как орудие убийства.

И всё же катана оставалась грозным оружием, способным наносить тяжёлые раны. Основным поражающим действием был рубящий удар, переходящий в режущий. Также довольно активно использовались уколы остриём. В Японии сформировалось несколько школ фехтования мечом. Самые известные и оригинальные из них: бой двумя мечами (катаной и коротким вакидзаси), а также иайдо — искусство внезапного выхватывания меча и нанесения одного-единственного удара, который должен стать роковым для соперника.

В ходе революции Мэйдзи, повернувшей развитие Японии на европейские рельсы, в 1876 году самураям было запрещено носить мечи. На смену шедеврам средневековых оружейников пришли произведённые на фабричном конвейере клинки, которыми вооружались офицеры японской армии. Формой они нередко имитировали западные образцы. Хотя те офицеры, которые возводили свою родословную к самурайским фамилиям, нередко вставляли в уставную оправу клинок катаны, полученной по наследству от отца или деда.

Великие мастера

Считается, что изогнутую форму дайто и технологию ковки изобрёл полулегендарный кузнец по имени Амакуни, живший примерно в 7-м веке. Решив сделать для императора меч, который не сломается даже в самой жестокой битве, он заперся вместе с сыном в мастерской, семь дней и семь ночей молился богам, а затем взялся за работу. По истечении нескольких месяцев он подарил императорской гвардии 31 клинок, равных которым не было во всей Японии.

А самым известным изготовителем мечей, в существовании которого нет никаких сомнений, был Масамунэ, живший с 1288 по 1328 год. Он не ставил на своих клинках клейма, потому что их всё равно невозможно было подделать — настолько высоко было их качество.

Журнал: Военная история, №9 — сентябрь 2015 года
Рубрика: Холодное оружие
Автор: Виктор Банев

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« ЗАМОК НА ГОРЕ МУГЩит князя Диваштича »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Фабрика
Ударницы на фабрике "Красная Заря"
Битва при Молодях в 1572 году: Забытая великая победа

Боевая механика



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне