Опубликовано: Декабрь 2, 2015

Лук: Смертоносный и презираемый

Люди начали пользоваться луком со стрелами ещё в эпоху палеолита — более 60000 лет назад. Он сразу доказал свою полезность — как на охоте, так и в войне. Однако в воинственные Средние века европейские рыцари относились к луку с большим предубеждением.

Средневековые рыцари считали лук оружием трусов!

лук и лучник

Фото: лук и лучник

На Востоке профессиональные воины считали необходимым и достойным мастерски владеть конной стрельбой из лука. Красиво украшенные луки дарили отличившимся благородным воинам. Восточные владыки имели позолоченный лук как знак власти. На Западе не было украшенных луков. Их в лучшем случае покрывали лаком или краской для защиты от влаги. Профессиональный воин-всадник или рыцарь касался лука, только когда использовал его на охоте или в спорте.

Благородство против разума

Английский историк Тимоти Ньюарк так рассуждал о роли лука в европейской военной истории: «В Средние века самым эффективным оружием были лук и стрела, особенно композитный лук, из которого стреляли со спины лошади. Величайшими конными лучниками Средних веков были, конечно, гунны, монголы и турки. Их имена воскрешают в памяти страшные образы мчащихся конных воинов, ускользающих от атаки, имитирующих отступление только для того, чтобы обернуться в седлах и спустить с тетивы смертельный град стрел. Но несмотря на повторяющиеся поражения от рук этих восточных орд, военная эффективность таких конных лучников никогда не использовалась военной элитой Западной Европы. Рыцари никогда не использовали лук и стрелы. Почему? В течение всего Средневековья рыцари верили, что убивать противника стрелой из лука подло и это не делает чести хорошему воину. Истинное рыцарское благородство достается победителю в смертельной схватке один на один с копьём, мечом или булавой. Использование лука и стрелы было оставлено для людей, стоящих ниже по своему социальному статусу, которые не могли сражаться так же смело или храбро, как их господа. Именно поэтому в лучники набирали крестьян, которые не могли купить себе лошадь, даже если их материальное благополучие и позволяло им это сделать; поэтому в основной своей массе европейские лучники были пешими, и только социальный и культурный снобизм не позволил конным лучникам стать характерной частью войны в Европе».

Принцип честного боя — один на один, равное оружие — не предполагал владение луком у рыцаря. Даже поражение с достоинством выглядело лучше, чем нечестная победа. Но корни этого аристократического предрассудка лежат не в рыцарском кодексе Средневековья. Подобное наблюдалось и в древних германских военных обычаях.

Германские корни

Во время осады Рима остготами в 537 году византийский историк Прокопий Кесарийский документально зафиксировал, как уязвимы были германские варвары перед конными лучниками. Потери готов были огромны.

Когда готская армия была окружена византийским полководцем Нарзесом в 552 году у аппенинской деревушки Тагинай, Прокопий снова был удивлён тем, что ни у кого из варваров не было лука. Он объяснял это тем, что их вождь приказал своим воинам не использовать никакого оружия, кроме копий, по какой-то мистической причине.

Археологические и литературные доказательства утверждают, что конные лучники были очень редки в германских варварских армиях Западной и Центральной Европы. Конная свита германских «военных лордов» пользовалась только мечом и копьём. Причём основная их часть сражалась спешенными, а не верхом. Некоторые из воинов-варваров, в частности готы, жили в Восточной Европе много веков. Но, несмотря на близкий контакт с конными лучниками — гуннами и сарматами, — не видели надобности использовать это оружие у себя. Причина, по которой древние германцы не любили лук, была той же, что и у живших много позднее рыцарей: стрельба из лука считалась нечестной.

Использование лука могло бросить тень на любого вельможу. Например, в 6-м веке франкский хронист Григорий Турский упоминает некого графа Левдаста, который носил колчан поверх кольчуги. По всем остальным признакам граф являлся членом воинской элиты франков: у него были шлем, доспех, и он, без сомнения, ездил на лошади. Но он также носил лук. Возможно, эта деталь добавлена для того, чтобы показать, что тот был выскочкой, незаслуженно пробившимся в верхи общества: до того как стать графом, он служил конюшим и даже поваром! Кроме того, Левдаст вообще выводится Григорием как явно отрицательный персонаж. И то, что он носит лук, позволяет подчеркнуть его низкое происхождение, а, следовательно — дурной нрав.

Журнал: Загадки истории
Рубрика: Запретное ремесло
Автор: Вячеслав Шпаковский

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « По следам геоксюрцевМиниатюрное Двуречье »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Автопортрет с кистями
    Человек в мире
    Коллекция сибирского золота

    Льюис: Пулемёт товарища Сухова



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне