Опубликовано: Декабрь 2, 2015

Меч Жуайёз: Священный клинок Франции

Исторический клуб Багира — тайны истории, загадки мироздания. Тайны великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений, боёв и разведывательные операции прошлого и настоящего.

В рукоять меча Карла Великого был вставлен обломок копья Лонгина!

 

 

Фото: меч Жуайёз

Один из величайших памятников средневековой литературы — французская поэма «Песнь о Роланде», записанная в середине 12-го века. Она повествует о завоевательном походе короля франков Карла Великого в Испанию, который состоялся в 778 году. Именно из этого произведения мы знаем о мече, который носил Карл. Вот как описывает «Песнь» это оружие:

Меч Жуайёз свисает вдоль бедра,

— Он за день цвет меняет тридцать раз.

Кто не слыхал про остриё копья,

Пронзившее распятого Христа?

Теперь тем остриём владеет Карл.

Его он вправил в рукоять меча.

В честь столь большой святыни свой булат

Он Жуайёзом — «Радостным» — назвал.

Тот меч французам памятен всегда:

Недаром клич их бранный — «Монжуа!»

Недаром их никто не побеждал.

 

Удивительно, но сегодня любой турист, посетив Лувр, может увидеть меч Карла Великого в самой обычной музейной витрине. Может ли этот экспонат быть тем самым оружием, которым сражался император более тысячи лет назад?

Непобедимый император

Карл Великий — это создатель основы, из которой выросла средневековая цивилизация. Основанная им империя в 9-м веке разделилась на три королевства, из которых позднее выросли главные государства современной Европы — Франция, Германия и Италия. Поэтому фигура Карла окружена почётом и уважением. Но и без легендарного ореола он предстает действительно незаурядным правителем, сумевшим не только завоевать, но и объединить разрозненные земли.

Сын короля франков Пипина Короткого, он всю свою жизнь провёл в военных походах. Карл умудрялся воевать одновременно на нескольких направлениях, причём делал это на удивление успешно. Начав в 772 году войну с дикими саксами, которые тогда ещё оставались язычниками и совершенно не желали покоряться франкам, уже в 774 году он покорил королевство лангобардов, расположенное в Италии. А затем, в 778 году, обратил свой взор на Испанию, которая в то время находилась под властью арабов (мавров, как их именовали в Европе).

Именно последние события и легли в основу «Песни о Роланде». Правда, стоит сказать, что в поэме всё представлено далеко не так, как было на самом деле. В романтическом изложении Карл победоносно воюет в Испании семь лет, после чего возвращается в свою столицу Ахен. Последний отряд его войска, которым командует граф Роланд, попадает в засаду, устроенную маврами по наущению предателя.

Франкские рыцари храбро сражаются, но силы слишком неравны. К тому же из-за своей гордости Роланд не хочет звать на помощь Карла, ушедшего далеко вперёд и не знающего о том, что его арьергард гибнет. В итоге помощь приходит слишком поздно, Роланд и все его спутники героически гибнут, но Карл торжествует. В реальности же поход в Испанию был очень кратким — около года. Причём отправился туда Карл по призыву мусульманского правителя Сарагосы, который просил франков помочь в борьбе с эмиром Кордовы. Извлечь выгоду из мусульманских распрей Карлу не удалось, сарагосцы его предали, так что пришлось спешно возвращаться.

На обратном пути арьергард (а по другой версии — все войско) был атакован племенами басков. Кстати, христиан, а никаких не мавров. Сражение произошло в ущелье Ронсеваль и не было таким уж крупным. Однако, по иронии судьбы, именно этот эпизод, фактически единственная военная неудача Карла Великого, стал основой для эпического произведения, вошедшего в золотой фонд средневековой литературы. В Средние века люди искренне верили, что своими победами Карл в немалой степени обязан чудесному мечу по имени Жуайёз.

Спутник королей

«Родной брат» Жуайёза, по имени Дюрандаль, изготовленный из той же стали, принадлежал погибшему графу Роланду. Если верить «Песни о Роланде», то Дюрандаль был необыкновенно крепок. Пытаясь сломать его, чтобы драгоценный клинок не достался врагам, Роланд рассёк на части каменную глыбу, но так и не смог повредить лезвие меча. Очевидно, такими же свойствами обладало и оружие Карла. По крайней мере, известно, что император чрезвычайно дорожил Жуайёзом. Рассказывают, что однажды меч выскользнул из руки Карла и был потерян на поле боя. Его нашёл и вернул императору один из рыцарей. В благодарность он тут же стал сеньором окрестных земель, а также получил новую фамилию — Жуайёз. Также был назван и расположенный неподалёку город.

Городок до сих пор стоит на юго-востоке Франции, недалеко от Лиона. А дворянский род виконтов (позднее герцогов) де Жуайёз ещё не раз сыграл заметную роль в истории страны. Так что меч Карла Великого оставил свой след не только в виде зарубок на доспехах врагов. История меча, который известен сегодня как Жуайёз и хранится в Лувре, прослеживается с 12-13 веков.

Впервые он, очевидно, появился на церемонии коронации Филиппа II Августа — одного из выдающихся французских королей, добившегося огромных успехов в войне с традиционным противником, Англией. Явно не случайно именно при нём вспомнили об оружии могучего предка. Однако более осторожные историки считают, что впервые Жуайёз использовался при коронации Филиппа III Смелого в 1271 году. Этот правитель, особыми успехами на полях сражений, правда, не отличился. Зато при его сыне — Филиппе IV Красивом Франция изрядно укрепила свои позиции.

С тех пор Жуайёз вошёл в число главных королевских регалий. Последний раз его извлекали для использования в церемонии в 1825 году, когда на престол восходил Карл X, последний представитель старшей ветви династии Бурбонов, правивший всего шесть лет. После этого легендарному мечу пришло время занять своё место в музейной витрине.

Утраченное сокровище

И всё-таки — правда ли это тот самый Жуайёз? Когда за его изучение взялись историки, они обнаружили удивительную вещь. Оказывается, в витрине Лувра выставлен меч, собранный из различных элементов, относящихся к совершенно разным временам. Так, навершие рукояти было изготовлено в 10-11 веках, украшения в виде драконов на перекрестье — не раньше 12-го века, а сам эфес — и вовсе 13-й или 14-й век.

Отдельная дискуссия разгорелась вокруг главной части — клинка. Сначала его датировали 13-м веком. Однако затем была выдвинута версия, что клинок — не что иное, как копия, изготовленная в начале 19-го века, когда меч готовили для коронации Наполеона Бонапарта в 1804 году. Однако весьма авторитетный специалист среди историков оружия, барон Уильям Мартин Конвэй настойчиво защищал точку зрения, что клинок музейного Жуайёза самый настоящий и относится к 8-9 векам, то есть как раз ко времени Карла Великого.

Почему же реликвия, представляющая такую ценность, королевская регалия, которую положено хранить как зеницу ока, дошла до наших дней в таком «разобранном» состоянии? Ведь меч — предмет вовсе не хрупкий. Известно, что Жуайёз нечасто перевозили с места на место, большую часть времени он хранился в аббатстве Сен-Дени. Так почему же он не сохранился в первозданном виде? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить текст «Песни о Роланде», процитированный в самом начале. Ведь главная тайна Жуайёза хранилась в его рукояти — наконечник копья Лонгина. Копья, по преданию, пронзившего бок Иисуса Христа, когда он был распят.

Заветный артефакт, за которым охотились на протяжении последних двух тысяч лет! Очевидно, эти охотники добрались и до меча Карла Великого. Извлекли ли они что-нибудь из его рукояти? Об этом мы можем только гадать.

Сегодня в мире известно несколько предметов, претендующих на статус настоящего копья Лонгина. Самые известные из них хранятся в Ватикане, Вене и армянском городе Вагаршапат. Возможно, пока их хранители спорят о подлинности и проводят бесконечные экспертизы, пытаясь доказать своё первенство, настоящий наконечник легендарного копья лежит где-то, скрытый от глаза людских, — у тех, кто когда-то вынул его из рукояти Жуайёза, принадлежавшего Карлу Великому.

Журнал: Загадки истории
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Виктор Банев

bagira.guru
категория: искусство войны




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Геоксюрская группа поселений - девять геоксюровФамильные склепы и «мужские дома» Геоксюр-1 »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Белая фигура
картина Три свечи
Что вам снилось?

Звёздный час поджигателей



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне