Опубликовано: Декабрь 1, 2015

Копьё: На турнире, войне и охоте

Мысль использовать палку для удлинения руки, а каменный наконечник для её утяжеления и увеличения поражающей силы дала начало одному из самых распространённых и эффективных видов оружия — копью. Оно появилось в каменном веке и с этого времени стало незаменимым атрибутом охотника и воина.

Властелин битвы

Фото: боевое копьё

Взявшись за копьё для охоты, человек тут же приспособил его и для войны. Длинное древко с остриём на конце позволяло держать врага на значительном расстоянии. Копьё было легче, чем дубинка. И к тому же его можно было метать. Работа копьём не требовала амплитудных движений. Это позволило в сражениях строить бойцов шеренгами с выставленными вперёд копьями, Македонские фаланги и римские легионеры, идя боевым строем, сметали всё на своём пути. Приблизиться к ним часто не могла даже вражеская конница, тоже вооружённая копьями.

Армия, не имевшая в своём составе копьеносцев, практически не могла сойтись с неприятелем в ближнем бою. Копьё господствовало на полях сражений, начиная битву в пешем строю или конной атаке, а заканчивая её развевающимися на поднятом древке стягами победителей.

Преломление копий

Копьё стало первым оружием, применявшимся на поединках. «Илиада» Гомера содержит описания единоборств на копьях, например бой Гектора и Аякса.

Гектор копьём в середину щита Теламонида грянул,

Меди однако на нем не пробил, — остриё изогнулось.

В щит, налетевши, ударил Аякс и насквозь его пробил Пикой.

Назад отшатнулся к врагу порывавшийся Гектор.

Тупое турнирное копьё, лишенное металлического наконечника, служило главным оружием во время рыцарских состязаний. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, оно представляло серьёзную опасность для рыцаря, выехавшего на ристалище «преломить копья» с условным противником. Во время столкновения с бронированным всадником турнирное копьё ломалось, и если рыцарь его не отбрасывал, то острый отщеп мог нанести противнику серьёзную рану.

В 1559 году на турнире во Франции Габриэль де Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II. Отщеп его копья при ударе подбросил вверх забрало королевского шлема и, наискось пронзив правый глаз Генриха, вышел за ухом. Через несколько дней король скончался в страшных мучениях.

Многим сражениям предшествовали поединки всадников с копьями перед выстроившимися для боя армиями. В 1380 году смертельной схваткой между Пересветом и Челубеем началась Куликовская битва.

Порхать как бабочка, жалить как пчела

Наконечники копий имели жалообраз-ную, треугольную, четырехугольную, ромбовидную или листообразную форму. Наконечник надевался на древко и служил его естественным и усиливающим продолжением. Кроме того, копья имели султан — цветной развевающийся на ветру хвост из конских волос, который крепился вблизи наконечника и служил не столько украшением, сколько для впитывания и задержания крови, льющейся из раны противника на древко. Испачканное в крови древко скользило в руках, не позволяя нанести точный и сильный удар.

Копья имели разную длину в зависимости от решаемых в бою задач. Самое короткое копьё было примерно в рост человека, а самое длинное превышало 5 метров. У китайских гибких копий кисточка красного цвета отвлекала внимание противника своим порхающим движением. В Европе копья всадников снабжались чашечкой, закрывающей руку, а свободный конец копья иногда уравновешивался металлическим противовесом.

Хопеш — разновидность холодного оружия Древнего Египта с клинком серповидной формы, нечто среднее между мечом и топором. Им можно рубить, резать, колоть и наносить противнику глубокие раны, похожие на сабельные.

В Древней Руси копьё являлось самым распространённым видом вооружения. Оно использовалось как ударное и колющее оружие. Его длина была около 2 метров, а наконечник имел треугольную форму. Исконно русским оружием являлась и рогатина — длинное копьё с тяжёлым наконечником, имевшим форму лаврового листа. Впоследствии рогатина стала чаще применяться при охоте на крупного зверя.

Казацкие пики, предназначенные для боя в седле, имели металлическую вставку вдоль древка для того, чтобы в защитном положении противостоять рубящему удару сабли. Техника боя такой пикой требовала отточенного мастерства и годилась против как пешего, так и конного бойца.

Кошмар на древке

Воины всегда мечтали об универсальном оружии на поле боя. Таком, чтобы било как топор, резало как нож, а кололо как копьё. Желание скрестить копьё и топор, или копьё и меч, привело к появлению многочисленных видов древкового оружия. Они были созданы специально для боевых действий и не имели хозяйственного предназначения.

Японская нагината, представляющая собой изогнутый меч, насаженный на древко, значительно расширила арсенал боевых действий самурая, позволяя за счёт быстрого вращения оружия и перехвата рук вести бой сразу с несколькими противниками. Искусству боя с нагинатой в Японии обучались даже женщины.

О китайском посохе шаолиньских монахов, имеющем на одном конце древка топор, а на другом серповидное лезвие, ходили легенды. Им, по преданию, был вооружён основатель китайских боевых искусств, буддийский монах Бодхидхарма, в одиночку преодолевший в 475 году путь из Индии в Китай. Впоследствии шаолиньские монахи, вынужденные пешими противостоять коннице, изобрели множество видов древкового оружия — всевозможные алебарды, двузубцы и трезубцы. Лезвием алебарды, как лопатой, зачастую зачёрпывали песок и бросали его в лицо противнику.

В Европе комбинированное древковое оружие появилось значительно позже, когда рыцари облачились в тяжёлые доспехи. В отличие от азиатского, в этом оружии режущая и колющая части были разделены. Топор не являлся продолжением древка, а располагался сбоку, чтобы им можно было срубать всадника в доспехах. Кроме топора такие секиры и бердыши были снабжены крюками для стаскивания всадника с седла.

Застывшая символика

Век боевого копья, рождённого в эпоху палеолита, оказался удивительно долгим. Пехота, вооружённая копьями, была эффективна на полях сражений вплоть до 18-го столетия. А кавалерийские пики успешно применялись в Первую мировую и Гражданскую войны.

Копьё органически вошло в многочисленную символику разных эпох. Завуалированные временем имя и образ копья часто встречаются в хорошо известных нам предметах и остаются при этом неузнанными. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. А название монеты «копейка» произошло от мелкой денежной единицы, введённой в обращение при Елене Глилской, матери Ивана Грозного, поскольку на ней был изображён всадник с копьём. Образ копья часто можно увидеть в металлической ограде дворцов и парков. Метание спортивного копья входит в программу всех легкоатлетических соревнований.

Боевое знамя — символ воинской чести, доблести и славы — является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге. Его древко практически не отличить от копья. Как и копьё, оно имеет заострённый наконечник и кисти.

Копьё, как оружие воина, не обошло и религиозную символику. Копьё помогло одержать победу греческой богине мудрости Афине в её споре с Посейдоном, и поэтому она всегда изображается с копьём в руке. Святое копьё священника Петра Варфоломея принесло удачу крестоносцам и помогло им одержать победу. Копьё Гая Кассия Лонгина стало священной реликвией христианства.

Святой Георгий, доказавший силой своего тела и духа превосходство над мучителями-язычниками, канонизирован церковью и изображается с копьём в руке, пронзающим дракона. Георгий Победоносец был неотъемлемой частью герба Российской империи, а сегодня украшает герб Москвы.

Орденом Святого Георгия награждаются военнослужащие, проявившие наивысшую храбрость на поле боя. Потому что вооружённый копьём святой Георгий — покровитель всего воинства.

Журнал: Загадки истории, №28 июль 2014 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Анаусцы - кто же они?От однокомнатных - к многокомнатным »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Дом в Лиозно
картина Импровизация 11
Наружная дверь с верхним остеклением, состоящая из трех филенок

Звёздный час поджигателей



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне