Опубликовано: Декабрь 1, 2015

Фламберг — пламенеющий клинок

В 15-м веке, благодаря развитию металлургического ремесла, броня рыцарских доспехов достигла такой прочности, что прорубить их одноручным мечом стало практически невозможно. Это привело к появлению тяжёлых двуручных мечей с усиленным лезвием. Фламберг был одним из них и отличался волнообразным клинком, напоминающим язык пламени. За свою поражающую способность он был проклят Католической церковью как источающий адский огонь.

Щит и меч



Фото: меч фламберг

Во времена Крестовых походов европейские рыцари познакомились с прочными искривленными клинками сабель Святой земли, а с походами Чингисхана в Европу попала и лёгкая монгольская сабля. Стало очевидно, что изогнутые клинки обладают большей поражающей способностью, чем прямой меч такого же веса.
Однако для искривлённых клинков качественный стальной доспех был практически непреодолим. Попытки европейских оружейников выковать саблю, сравнимую по мощности удара с тяжёлым мечом, успеха не имели из-за резкого снижения прочности лезвия. Кроме того, сабля не позволяла наносить колющий удар такой же силы, как меч.

Прочность рыцарских доспехов росла, и оружейники начали активный поиск нового «бронебойного» оружия. В Европе и Азии изготавливали боевые топоры — клевцы и чеканы. Появились тяжёлые двуручные мечи — эстоки и кончары.
Против доспехов стало применяться дробящее оружие — боевые цепы, булава и моргенштерн. И только в конце 15-го века появилась мысль объединить в одном оружии свойства сабли и меча.

Достичь этого удалось оружейникам из Южной Германии, изготовившим тяжёлый двуручный меч с лезвием, имеющим несколько волновых изгибов по длине клинка, который получил название «фламберг» (от немецкого «гора пламени») — «пламенеющий» клинок.

Порождение дьявола

Конструкция фламберга была тщательно продумана и учитывала множество важных факторов. Это был двуручный меч с клинком, имеющим ряд последовательных противофазных изгибов. Для прочности заготовка для меча сначала выгибалась по нужному профилю, и только после этого из неё выковывался клинок. Лезвие имело изгибы лишь на две трети своей длины от гарды, а конец клинка оставался прямым и служил для нанесения колющих ударов, как обыкновенный меч.
Имея длину 1,5 метра, фламберг весил около 4 килограммов. Помимо основной гарды, служившей для защиты кистей воина, фламберг имел и малую гарду, расположенную впереди основной, для перехвата клинка противника. Часть клинка между гардами (рикассо) не затачивалась и использовалась для захвата рукой, позволяя осуществлять оборонительное вращение мечом как шестом.

По преданию, японский мастер клинков Мурамаса ненавидел тогдашнего правителя Токугаву и вкладывал в свои мечи проклятия на всю его семью. Поэтому в 1625 году мастеру было запрещено изготавливать мечи.

Основным преимуществом фламберга являлось существенное уменьшение поверхности лезвия, контактирующей при ударе с металлическим доспехом. Изогнутая кромка концентрировала силу в волнах клинка и улучшала рубящие свойства меча. Лезвие затачивалось по всей длине, а его волны чуть отгибались в разные стороны и разводились, как у пилы.
Колющий удар фламбергом причинял противнику значительно более тяжёлую рану, чем удар обычным клинком. Волнистое лезвие прорезало тело жертвы и оставляло рваную рану, которая при средневековом уровне медицины всегда воспалялась, вызывая гангрену. Раны, нанесённые фламбергом, практически не заживали, и это послужило почвой для легенд об отравленности его лезвия.
Воин, владеющий фламбергом, внушал страх и был объектом особой ненависти противника. Пленённых владельцев фламбергов приговаривали к смерти без суда и следствия, а сам меч, как особо жестокое оружие, был проклят католической церковью и запрещён к использованию (как и арбалет). Однако, вопреки запрету, фламберги применялись на полях сражений вплоть до 17-го века, а затем вышли из употребления вместе с другими двуручными мечами.

Повелители пламени

Владение фламбергом в бою требовало особого искусства. Воины, умело обращавшиеся с пламенеющим клинком, получали двойное жалованье. Удар или укол фламбергом был страшен. Косой удар «спиливал» часть тела, а при уколе волнообразный клинок сам находил линию наименьшего сопротивления в теле противника. Скруглённая форма волн лезвия фламберга препятствовала застреванию клинка, и акт извлечения совмещался с актом расчленения жертвы.

Ножен для фламбергов не делали — воины носили их обнажёнными, положив на плечо, для устрашения противника. Современники пишут, что имелась своя система фехтования фламбергом, основанная на технике боя «коротким шестом удобной длины» — иначе говоря, посохом пилигрима, имевшим примерно такие же размеры.

Работа фламбергом в бою требовала большого свободного пространства и состояла из сочетания ударов, выпадов с уколами и инерционных амплитудных круговых движений, сметающих и распиливающих все, что оказывалось не защищенным тяжёлыми доспехами.
За фламбергом сразу же закрепилась репутация грозного оружия. В бою зажать щитом человека с фламбергом было практически невозможно, так как изогнутое лезвие эффективно резало и протыкало щиты.

В разрубании доспехов фламберг имел значительные преимущества перед прямым мечом, а в оборонительном положении клинок соперника задерживался на волнах, не опускаясь до перекрестья меча. Фламберги широко применялись во время Тридцатилетней войны 1618-1648 годов наёмниками-ландскнехтами,
Несмотря на нелюбовь католической церкви к фламбергу, его изображения встречаются на религиозных гравюрах. Часть мечей с «пламенеющим» клинком изготовлялась исключительно в церемониальных целях. Такие мечи имели изгибы по всей длине клинка, олицетворяя огненный меч архангела Михаила.

Наследники фламберга

С развитием огнестрельного оружия двуручные мечи, основным назначением которых было разрубание доспехов, вышли из употребления. Вместе с ними исчезли и фламберги, однако сами волнистые клинки из оружейного искусства не пропали, перейдя к шпаге. «Пламенеющая» шпага унаследовала практически все достоинства фламберга. Она прорезала кольчуги, не застревала в теле жертвы и позволяла надёжно блокировать клинок противника.

При парировании ударов такой шпагой в клинок нападающего передавались неприятные колебания. Эти колебания заставляли клинки замедлять контакт друг с другом, поскольку каждая волна на клинке создавала дополнительное трение.

Если обычную шпагу противника в бою можно было захватить за клинок левой рукой в кожаной перчатке и нанести правой рукой точный удар, то в случае с волнистым клинком-пилой подобный приём грозил серьёзными ранами. Шпага-фламберг получила распространение как оружие наёмных убийц и профессиональных дуэлянтов, однако массово такие шпаги не производились по причине сложности изготовления и дороговизны.

В 18-19 веках на Ближнем Востоке были распространены сабли с волнообразным лезвием, как у фламбергов. Это оружие предназначалось для знатных особ в качестве парадного, а для боевых действий практически не использовалось. По одному из преданий, оно произошло от Зульфикара, легендарного меча пророка Мухаммеда. Сабли-зульфикары подчеркивали важность высокопоставленных лиц и их «близость» к священным фигурам ислама.

В это же время в Юго-Восточной Азии появилось оружие, по принципу действия практически аналогичное фламбергу, — малайский крис, также имеющий волнистое лезвие. Крис существует до сих пор в качестве традиционного ритуального кинжала.
С появлением высококачественной инструментальной стали и современных технологий эффективность волнообразного лезвия с лазерной заточкой сегодня повсеместно используется в специальных ножах и пилах для разрезания замороженных рыбных или мясных продуктов. Такие лезвия подобно фламбергу не застревают, пропиливая жёсткие или вязкие полуфабрикаты.

Журнал: тайны 20-го века — №34, август 2014 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« О чем рассказали раскопки - тавро-скифская экспедиция в КрымуРосписи Песседжика »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Букет цветов
Три женщины на дороге
Форум Траяна

Налёт американских бомбардировщиков на Токио 18 апреля 1942 года



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне