Опубликовано: Ноябрь 30, 2015

Щит — прирученная броня

Чтобы повысить свою неуязвимость в бою с применением холодного и метательного оружия, воины древности стали прикрывать своё тело щитами. Форма щитов могла быть круглой, овальной, прямоугольной или треугольной, часто с изогнутой плоскостью. В Средние века на щиты наносили символические изображения, ставшие основой геральдики.

Форма и конструкция

Фото: рыцарский щит

Появившиеся в глубокой древности первые щиты были лёгкими, их диаметр не превышал 70 сантиметров. Они закрывали только туловище воина и весили не больше килограмма. Прочности такого щита, представляющего собой обтянутый кожей каркас из плетёных прутьев, хватало, чтобы отражать основную опасность — стрелы и дротики. Лёгкое холодное оружие при ударе отскакивало от пружинящего каркаса щита.

Увеличение веса и пробивной силы холодного оружия потребовало более высокого качества защиты в ближнем бою. Щиты стали изготавливаться из дерева. Когда впервые появились жёсткие щиты на деревянной основе, неизвестно, но уже в Египте в эпоху Древнего царства значительная часть пехоты была вооружена ими. Свои щиты египтяне покрывали не кожей, а шкурами, закрепляя их мехом наружу. Благодаря этому удары палицы соскальзывали с поверхности щита. Круглые щиты египтян были удобны в бою.

Викинги также пользовались круглыми щитами, сделанными из дерева. Они были небольшого размера. Посередине щита располагался железный набалдашник, круглый у основания и сужающийся к концу. Этот набалдашник использовался для того, чтобы щитом можно было убить врага.

С развитием ремесла щиты продолжали усиливать металлическими элементами. Внешнюю поверхность укрепляли двумя перекрещивающимися узкими полосками стали. Края щита оковывались железным ободом. Металл стягивал деревянные детали и увеличивал вероятность того, что вражеские мечи будут ломаться при ударах о кромку.

Дополнительной металлической деталью, присутствовавшей в деревянных щитах, являлся умбон — массивный полусферический выступ посередине. Он представлял собой угрозу для вражеских клинков и предназначался для защиты кисти. Кожа по-прежнему продолжала использоваться для укрепления щитов. Высыхая, сыромятная кожа намертво стягивала все детали щита, в ней застревали наконечники стрел, выпущенных из мощных арбалетов. Круглые деревянные щиты средневековой Европы весили около трёх килограммов и достигали метра в поперечнике. На Ближнем Востоке деревянные щиты были в два раза меньше, но для прочности имели выпуклую форму и полностью оковывались медью или железом.

Маленькие круглые щиты — баклеры — появились на Ближнем Востоке у ассирийских воинов. Они были снабжены стальными шипами и использовались для нанесения ударов. С подобными щитами выходили сражаться на арену римские гладиаторы. В средневековой Европе баклеры стали применяться в эпоху распространения двуручных мечей, алебард и пик, когда работа с оружием требовала обеих рук. Баклеры имели рукоятку; которую воин сжимал в кулаке, и были эффективны против кинжалов, когда противники сходились в ближнем бою. Они могли быть плоскими или иметь вид полусферы.

Боевое применение

Применение щитов в бою зависело от тактики армии. Надвигающаяся фаланга ощетинивалась копьями, а её войны жёстко и неподвижно держали сомкнутые между собой щиты, надёжно прикрывая передние ряды наступающих.

Плотные построения шеренг превратили щиты из вспомогательного вооружения в основное. В тесноте фаланги воину некуда было деваться от вражеских копий. Без щита он был обречён. Реализовать тактику столкновения фаланг можно было, только поставив между воином и вражескими остриями непреодолимую преграду. При этом щиты с шипами могли быть только у первого ряда воинов.

Фразу «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» сценарист Пётр Павленко переделал из евангельской «…взявшие меч, мечом погибнут…».

Римляне с помощью прямоугольных щитов, вес которых достигал десяти килограммов, строили свою знаменитую «черепаху» в виде двухъярусных шеренг. При такой защите воины были закрыты сверху и с боков. При штурме крепостей римляне не только прикрывались щитами сбоку, но и помещали их над своими головами. По этим поднятым щитам могли продвигаться другие бойцы, штурмующие укрепления.

Известно применение щитов в битвах для ослепления противника. В этих случаях их внешняя поверхность представляла собой медное зеркало, а воины выстраивались так, чтобы направлять отражённые лучи солнца на вражеские войска.

Существовали щиты в виде переносного укрытия от стрел. На древних ассирийских барельефах изображены щитоносцы, прикрывающие отряды лучников. Заострённые нижние концы щитов втыкались в землю, и позиция стрелков превращалась в стену с узкими вертикальными бойницами.

Возрастание роли кавалерии в Средние века привело к созданию щита, удобного для всадника. Появились треугольный или каплевидный щиты, постепенно распространившиеся в Европе и на Руси. Рыцарь не мог управлять щитом в конном бою, его левая рука была занята поводьями. Поэтому «капля» просто свисала на плечевом ремне, прикрывая левый бок всадника, а сужающийся конец щита защищал ногу.

С ним или на нём!

В Греции изобретение щита приписывалось братьям Прету и Акрисию во время войны между близнецами за власть в Аргосе. По преданию, щиты героям вручали боги, поэтому они приобретали сверхъестественные свойства. Щит Ахилла был изготовлен Гефестом, и по нему Ахилл, как по карте, мог найти любое место на земле. В мифе о Персее герой убивает горгону Медузу, смотря на отражение в полированной меди щита Афины.

Боевой щит со временем приобрёл в Греции ритуальный смысл. Павшего в бою воина выносили с поля битвы на его щите. «С ним или на нём», — так напутствовали своих сыновей перед боем спартанские матери.

Украшение щитов было так же популярно, как и убранство мечей и сабель. Щиты знатных воинов украшались золотой ковкой, а рядовых бойцов — железной атрибутикой, применимой для боевых действий.

Изображения на щитах известны с древних времён. Они появились из-за желания воина выделить себя из массы среди битвы. Свидетельства о таких знаках встречаются у античных авторов: Гомера, Вергилия, Плиния. Но эти знаки были лишь случайными украшениями, менявшимися по произволу их владельцев.

Около 1100 года в Европе знаки на щитах стали приобретать символический характер, так как свидетельствовали о славе и доблести того или иного рыцаря. Так появились рыцарские гербы, которые первоначально использовали для того, чтобы отличать чужих воинов от своих. Эти знаки было запрещено менять, а новые изображения стали жаловать вместе с рыцарским званием.

Журнал: Тайны 20-го века, №41 — октябрь 2014 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Искусство древних мастеровО религиозных представлениях скифо-сакских народов »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Павлин
Ребенок с голубем
Огнемёт Шмель: «Шайтан-труба»

Типы оседлых поселений казахов по данным археологических исследований Южного и Центрального Казахстана (XV — XIX в в.)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне