Опубликовано: Ноябрь 30, 2015

Щит — прирученная броня

Чтобы повысить свою неуязвимость в бою с применением холодного и метательного оружия, воины древности стали прикрывать своё тело щитами. Форма щитов могла быть круглой, овальной, прямоугольной или треугольной, часто с изогнутой плоскостью. В Средние века на щиты наносили символические изображения, ставшие основой геральдики.

Форма и конструкция

Фото: рыцарский щит

Появившиеся в глубокой древности первые щиты были лёгкими, их диаметр не превышал 70 сантиметров. Они закрывали только туловище воина и весили не больше килограмма. Прочности такого щита, представляющего собой обтянутый кожей каркас из плетёных прутьев, хватало, чтобы отражать основную опасность — стрелы и дротики. Лёгкое холодное оружие при ударе отскакивало от пружинящего каркаса щита.

Увеличение веса и пробивной силы холодного оружия потребовало более высокого качества защиты в ближнем бою. Щиты стали изготавливаться из дерева. Когда впервые появились жёсткие щиты на деревянной основе, неизвестно, но уже в Египте в эпоху Древнего царства значительная часть пехоты была вооружена ими. Свои щиты египтяне покрывали не кожей, а шкурами, закрепляя их мехом наружу. Благодаря этому удары палицы соскальзывали с поверхности щита. Круглые щиты египтян были удобны в бою.

Викинги также пользовались круглыми щитами, сделанными из дерева. Они были небольшого размера. Посередине щита располагался железный набалдашник, круглый у основания и сужающийся к концу. Этот набалдашник использовался для того, чтобы щитом можно было убить врага.

С развитием ремесла щиты продолжали усиливать металлическими элементами. Внешнюю поверхность укрепляли двумя перекрещивающимися узкими полосками стали. Края щита оковывались железным ободом. Металл стягивал деревянные детали и увеличивал вероятность того, что вражеские мечи будут ломаться при ударах о кромку.

Дополнительной металлической деталью, присутствовавшей в деревянных щитах, являлся умбон — массивный полусферический выступ посередине. Он представлял собой угрозу для вражеских клинков и предназначался для защиты кисти. Кожа по-прежнему продолжала использоваться для укрепления щитов. Высыхая, сыромятная кожа намертво стягивала все детали щита, в ней застревали наконечники стрел, выпущенных из мощных арбалетов. Круглые деревянные щиты средневековой Европы весили около трёх килограммов и достигали метра в поперечнике. На Ближнем Востоке деревянные щиты были в два раза меньше, но для прочности имели выпуклую форму и полностью оковывались медью или железом.

Маленькие круглые щиты — баклеры — появились на Ближнем Востоке у ассирийских воинов. Они были снабжены стальными шипами и использовались для нанесения ударов. С подобными щитами выходили сражаться на арену римские гладиаторы. В средневековой Европе баклеры стали применяться в эпоху распространения двуручных мечей, алебард и пик, когда работа с оружием требовала обеих рук. Баклеры имели рукоятку; которую воин сжимал в кулаке, и были эффективны против кинжалов, когда противники сходились в ближнем бою. Они могли быть плоскими или иметь вид полусферы.

Боевое применение

Применение щитов в бою зависело от тактики армии. Надвигающаяся фаланга ощетинивалась копьями, а её войны жёстко и неподвижно держали сомкнутые между собой щиты, надёжно прикрывая передние ряды наступающих.

Плотные построения шеренг превратили щиты из вспомогательного вооружения в основное. В тесноте фаланги воину некуда было деваться от вражеских копий. Без щита он был обречён. Реализовать тактику столкновения фаланг можно было, только поставив между воином и вражескими остриями непреодолимую преграду. При этом щиты с шипами могли быть только у первого ряда воинов.

Фразу «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» сценарист Пётр Павленко переделал из евангельской «…взявшие меч, мечом погибнут…».

Римляне с помощью прямоугольных щитов, вес которых достигал десяти килограммов, строили свою знаменитую «черепаху» в виде двухъярусных шеренг. При такой защите воины были закрыты сверху и с боков. При штурме крепостей римляне не только прикрывались щитами сбоку, но и помещали их над своими головами. По этим поднятым щитам могли продвигаться другие бойцы, штурмующие укрепления.

Известно применение щитов в битвах для ослепления противника. В этих случаях их внешняя поверхность представляла собой медное зеркало, а воины выстраивались так, чтобы направлять отражённые лучи солнца на вражеские войска.

Существовали щиты в виде переносного укрытия от стрел. На древних ассирийских барельефах изображены щитоносцы, прикрывающие отряды лучников. Заострённые нижние концы щитов втыкались в землю, и позиция стрелков превращалась в стену с узкими вертикальными бойницами.

Возрастание роли кавалерии в Средние века привело к созданию щита, удобного для всадника. Появились треугольный или каплевидный щиты, постепенно распространившиеся в Европе и на Руси. Рыцарь не мог управлять щитом в конном бою, его левая рука была занята поводьями. Поэтому «капля» просто свисала на плечевом ремне, прикрывая левый бок всадника, а сужающийся конец щита защищал ногу.

С ним или на нём!

В Греции изобретение щита приписывалось братьям Прету и Акрисию во время войны между близнецами за власть в Аргосе. По преданию, щиты героям вручали боги, поэтому они приобретали сверхъестественные свойства. Щит Ахилла был изготовлен Гефестом, и по нему Ахилл, как по карте, мог найти любое место на земле. В мифе о Персее герой убивает горгону Медузу, смотря на отражение в полированной меди щита Афины.

Боевой щит со временем приобрёл в Греции ритуальный смысл. Павшего в бою воина выносили с поля битвы на его щите. «С ним или на нём», — так напутствовали своих сыновей перед боем спартанские матери.

Украшение щитов было так же популярно, как и убранство мечей и сабель. Щиты знатных воинов украшались золотой ковкой, а рядовых бойцов — железной атрибутикой, применимой для боевых действий.

Изображения на щитах известны с древних времён. Они появились из-за желания воина выделить себя из массы среди битвы. Свидетельства о таких знаках встречаются у античных авторов: Гомера, Вергилия, Плиния. Но эти знаки были лишь случайными украшениями, менявшимися по произволу их владельцев.

Около 1100 года в Европе знаки на щитах стали приобретать символический характер, так как свидетельствовали о славе и доблести того или иного рыцаря. Так появились рыцарские гербы, которые первоначально использовали для того, чтобы отличать чужих воинов от своих. Эти знаки было запрещено менять, а новые изображения стали жаловать вместе с рыцарским званием.

Журнал: Тайны 20-го века, №41 — октябрь 2014 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru




От: NevzlinaT,  




https://msk-zem.ru земельные Участки островцы.





Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Искусство древних мастеровО религиозных представлениях скифо-сакских народов »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Св. Джон
Игроки
Добрые и недобрые приметы

Фотографии со съемок советских военных фильмов



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне