Опубликовано: Ноябрь 30, 2015

Клинок — гармония смерти

Как достигалась слитность движения бойца и клинка в его руке? Во что вкладывалось больше мысли и изящества — в изготовление холодного оружия или оттачивание техники владения им? По каким критериям опытный воин выбирал себе меч, саблю или палаш, которые в сражении становились продолжением его руки?

Секреты анатомии меча


Фото: техника фехтования

В разные эпохи и в разных странах конструкции клинкового оружия сильно различались. Но неизменно основной частью его была снабженная рукоятью длинная полоса стали, имеющая острие и заточенная с одной или обеих сторон. Длина её колебалась от 60 сантиметров у древнеримского гладиуса до 1,5 метра у двуручного средневекового меча. Форма клинка могла быть прямой, как в Европе, и изогнутой, как в Японии.

Самое большое внимание при изготовлении мечей уделялось трём основным моментам — качеству стали, балансировке готового изделия и наличию нескольких поражающих элементов. Эти особенности и определяли технику владения конкретным оружием, заставляя воинов проводить время в многочасовых тренировках, пока их тело не сливалось в едином движении с разящим насмерть клинком.

Удобное для ношения, клинковое оружие являлось в то же время многоцелевым. Поражать противника можно было маховыми рубящими ударами лезвия, точными уколами острия, коротким тычком навершием рукояти и даже сильным толчком гардой.

Для наибольшей поражающей способности острие и лезвие клинка затачивались, его вес распределялся по всей длине так, чтобы рубящая часть обладала наибольшей прочностью, а балансирующее навершие на конце рукояти имело форму, способную нанести противнику сильную травму при ударе.

Мастера-оружейники передавали секреты изготовления и балансировки мечей из поколения в поколение, сохраняя их в глубокой тайне, что часто побуждало победителей забирать оружие поверженных противников, которое потом долго ещё служило им для боевых целей.

Эффективность владения мечом зависела от его конструкции и тактики боя. Короткие античные гладиусы предназначались для битвы в тесном строю, мечи викингов, вооружённых щитом, побеждали противников при наличии некоторого свободного пространства, а средневековые эстоки и бастарды уверенно разили при размашистых и инерционных движениях рыцарей.

Орудие палача

Для публичной казни на эшафоте из клинкового оружия применялся в основном двуручный меч. Он был непригоден для боевых действий, так как центр тяжести был смещён далеко от рукояти, обеспечивая максимальную энергию летящего меча примерно в средней части клинка. Это было тяжёлое оружие с длинным, тонким и широким лезвием, обоюдоострое и лишённое острия.

Гарда меча для казни представляла собой простую крестовину, а рукоять была достаточно велика, чтобы им можно было легко наносить удар двумя руками. Мастера-палачи оттачивали годами один-единственный удар до совершенства и передавали свои знания по наследству. В Средние века существовали целые династии мастеров-палачей.

Большинство мечей правосудия имели надпись и символы. На клинках изображали виселицу, плаху, распятие, Богоматерь, эпизоды житий святых или Фемиду с весами. Нередко на мечах писали имя палача.

При казни мечом приговорённый должен был стоять на коленях и держать голову прямо. Такой способ обезглавливания был более труден технически, чем казнь топором на плахе, так как не все осуждённые могли принять требуемое положение. Палачу необходимо было попасть мечом между четвёртым и пятым шейными позвонками приговорённого к казни для мгновенного отделения головы от тела.

Многофункциональный нож швейцарской армии, появившийся в конце 19-го века, имеет более ранний прототип универсальный складной нож из Древнего Рима с ложкой, вилкой, лезвием, шпателем и зубочисткой.

В боевых и походных условиях пленным, а также провинившимся воинам головы отрубали саблями или шашками, ставя их на колени или кладя на край крутого обрыва.

Танцующая угроза

Проследить генеалогию происхождения всевозможных клинков различной формы чрезвычайно трудно. Можно наметить лишь основные их тенденции в, рамках определённой эпохи.

В Европе с 15-го века на смену мечу постепенно пришли рапира, шпага и сабля.

Лёгкие и изящные клинки фехтовального оружия сильно отличались от мечей такой же длины. Лезвие стало тоньше и острее, гарда из простой перекладины превратилась в узорчатую чашу, защищающую пальцы, навершие на рукояти уменьшилось и стало съёмным для возможности замены клинка при его переломе. Фехтовальные клинки Ренессанса — это настоящие произведения искусства.

Поединок с оружием стал похож на парный танец. Противники двигались легко и синхронно, чередуя выпады и парирования, интуитивно соблюдая чёткую дистанцию и гармонию движений, в результате которых один из них в определённый момент падал замертво.

Рапира наносила уколы сквозь белую рубашку, покрывая её пятнами крови, а шпага разрезала и царапала кожу, обессиливая дуэлянта перед решительным пронзающим ударом.

Клинки изящно и удобно лежали в руках и, благодаря многолетним урокам фехтования, послушно следовали своему смертельному назначению.

Гроза пехоты

На поле боя рапира и шпага применялись редко. В ближнем бою на земле царствовали пика и штык, а для рубки с коня пеших воинов наиболее удобным оружием оказались сабля, шашка и палаш.

Клинковое оружие всадников имело одностороннюю заточку лезвия и смещение центра тяжести ближе к острию. Это было необходимо для того, чтобы конец клинка при ударе мог развить большую поражающую силу. Сабли всадников имели утолщение у острия — елмань, а шашки отличались длиной свыше 80 сантиметров.

Чтобы избежать случайной потери рубящего оружия во время боя, его снабжали темляком, закреплённым на рукояти, который надевался на кисть всадника. Конница, вооружённая саблями или шашками, была подобна несущейся на пехоту лавине.

Дух спокойной воды

Несмотря на то, что появление в Европе огнестрельного оружия вытеснило из употребления тяжёлые доспехи и рыцарский меч, в консервативной Японии культ трёх изогнутых самурайских клинков — катаны, вакидзаси и танто — сохранился почти до конца 19-го века.

Особая форма, исключительная технология изготовления и почти религиозное отношение самураев к мечам позволили достичь идеального слияния человека и разящего клинка в едином движении.

Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси, не потерпевший ни одного поражения в 60 смертельных поединках, в своей «Книге пяти колец» писал: «Нельзя ограничить искусство меча исключительно техническим владением и упражнениями в фехтовании. Правильная поза и сильный удар ещё не достаточны для победы. Освободи свой разум, наполни его пустотой и следуй истинному Пути воина. Когда твой дух не затуманен ничем — ты непобедим».

В Китае и Японии техника владения клинковым оружием неразрывно была связана с философскими основами восточного мировоззрения. Достижение разумом состояния «пустоты» позволяло телу воина совершать движения на пределе скорости и силы. Обтекаемая форма мечей обеспечивала глубокое вхождение в тело противника клинка, который разрубал человека пополам, несмотря на наличие защитных доспехов.

Скрытый символ

Кровавая судьба мечей, сабель и шпаг в прошлом. Но гармония их формы по-прежнему очаровывает и поражает совершенством мысли, вложенной в эти простые с виду предметы, предназначенные исключительно для одной цели — как можно быстрее и эффективнее отправить своего противника на тот свет.

Клинковое оружие — это больше, чем просто оружие. В бою оно сливалось с воином в единое целое, позволяя ему выжить и победить. Изучение искусства владения различными видами клинков постепенно раскрывает магическую связь их боевого прошлого с мирным настоящим, превращая гармонию смерти в гармонию жизни.

Журнал: Тайны 20-го века, №48 — декабрь 2014 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Оседлые скотоводыВерховой конь »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пейзаж
Супрематизм с синим треугольником и черным квадратом
Борис и Глеб — первые русские святые

Винсент Ван Гог - такой, каким его не представляли



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне