Опубликовано: Ноябрь 25, 2015

Анка-пулемётчица: Героиня поневоле

По количеству анекдотов, которые народ сочинил после выхода фильма «Чапаев», с ним не мог тягаться ни один киношедевр. И не в последнюю очередь своей популярностью фильм был обязан главной героине — Анке-пулемётчице.

Вначале 1930-х годов СССР активно создавал свой легион героев. Погибший комдив Василий Чапаев был одним из них, поэтому сценарий Анны Стешенко (Фурмановой) «Чапай» сразу приняли к экранизации. Однако Сталин, посмотрев фильм, остался крайне недоволен:

— Что же это вы, товарищи режиссёры, не раскрыли полностью подвиг советского народа?! Почему у вас в картине не показана русская женщина, отстаивающая право на свободу от оков царизма? Фильм надо переснять. Да так, чтобы помимо красного командира и красного комиссара плечом к плечу с ними стояли простые люди — солдат и женщина.

Под дулом револьвера

Ослушаться вождя братья Васильевы не посмели. Но если под образ солдата Петьки они смогли адаптировать бывшего штабс-капитана Петра Исаева, то с красной солдаткой оказалось сложнее. Упоминания о ней не было ни в романе Фурманова «Чапаев», ни в сценарии его жены.

Выйти из положения решили нестандартным способом. Сотрудники НКВД отыскали всех проживавших в Москве и окрестностях женщин, воевавших под командованием Чапаева, и пригласили в Музей Красной армии. Уже там человек, похожий на следователя, тщательно фиксировал их рассказы об участии в боях. Когда очередь дошла до бывшей сестры милосердия Марии Поповой, она сначала и не поняла, чего от неё хотят.

Официальная биография, как и рекомендации боевых товарищей, имелись в её личном деле. Но человек за столом ждал другой информации: «Что можете рассказать о своём участии в боях в Гражданскую?».

Решив, что это какая-то проверка, Мария принялась сухо повторять факты из личного дела. Но её быстро остановили: «Нет-нет, Мария Александровна, расскажите о боях, которые врезались вам в память». Попова собралась с мыслями и начала рассказывать.

— Мы тогда высоту держали, а колчаковцы напирали, обстреливали нас из орудий. Вдруг взрыв, наш пулемёт заглох. Командир послал меня узнать, в чём дело. Может, ранен кто. Ну, и ленты пулемётные прихватила. Подползаю, так и есть — второй номер убит, пулемётчик — в крови раненный лежит. Я его перевязываю, а он хрипит: «Ленты принесла? Вставляй!». Я всё сделала. А он опять: «Ложись рядом и нажимай на гашетку, а я здоровой рукой пулемёт водить буду». Я ему: «Ты что, ополоумел? Я ж никогда не стреляла!». Так он наган достал и поверх головы стрельнул. А потом на меня навёл: «Ещё раз откажешься — следующая пуля твоя». Ну, чего, пришлось стрелять. Так и отстояли высоту…

Как примирить соперниц

История Поповой понравилась Васильевым, и они решили сделать её прототипом главной героини. Однако было одно «но». Автор сценария и жена чапаевского комиссара Фурманова Анна Стешенко высказала сомнения в уместности персонажа Поповой. Мол, таких историй, правдивых и не очень, пруд пруди. Режиссёры понимали, что Стешенко имеет на героиню фильма свои виды. Пусть как жена комиссара она не очень подходила на роль женщины из народа, но, как и Попова, ранее служила медсестрой и, что немаловажно, была лично знакома с Чапаевым. А вот Мария лично общалась с Василием Ивановичем лишь однажды. Как раз за тот бой Чапаев наградил её карманными часами.

И всё же режиссёры сумели найти компромиссное решение. В сценарий была вписана роль не медсестры, а смелой пулемётчицы, прибывшей в дивизию вместе с Фурмановым. При этом звали её не Мария, а Анна, как и Стешенко. Таким образом, каждая из этих женщин могла считать себя прототипом главной героини. Особо стоит сказать, что Васильевы весьма вольно обращались с реальными историями персонажей. Так, в фильме ординарец Чапаева Петька обучает вновь прибывшую Анку владению пулемётом. На самом деле конный командир Пётр Исаев с пулемётом научился обращаться позднее Поповой. А по другим сведениям — и вовсе под её непосредственным руководством.

Впрочем, эти нюансы зрителя волновали мало. В октябре 1934 года окончательная версия фильма была представлена на суд Сталина. В этот раз «вождь народов» остался доволен. Более того, за два последующих года он посмотрел «Чапаева» более 30 раз. Неменьший успех картина имела и у рядового зрителя. Премьера состоялась 5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан». Причём прокатчики даже не успели напечатать афиши, а повесили рукописное объявление. И если на утренний сеанс пришла всего пара десятков человек, то к вечеру люди толпились у касс в надежде попасть на фильм.

В дальнейшем картина получила множество премий, а исполнители главных ролей — Чапаева, Петьки и Анки — стали культовыми советскими актёрами. Хотя немногие знают, что Варвара Мясникова (Анка) позднее не менее талантливо сыграла утонченную Фею в киносказке «Золушка».

Разведчик-референт

Не секрет, что зрители сразу же приписали Петьке и Анке любовные отношения. Да только обывателю было невдомёк, что Пётр Исаев и санитарка-пулемётчица Мария Попова, если и были знакомы, то весьма поверхностно.

Исаев, по официальной версии, погиб в том же бою, что и Чапаев. А вот судьба Поповой сложилась более-менее удачно.

Дочь отставного матроса, Мария уже в восемь лет осталась сиротой. В шестнадцать лет её выдали замуж, но через несколько месяцев муж умер от болезни. С приходом в Самару Красной армии Мария вступила в её ряды помощником лекаря, воевала, была в плену. Уже после Гражданской, по направлению Михаила Фрунзе, поступила на рабфак Харьковского института. Затем была учёба в МГУ на факультете советского права. В 1931 году Марию как проверенного специалиста командировали в Берлин в советское торгпредство. Под видом референта она выполняла разведывательные задачи.

Картину «Чапаев» Попова увидела позже, чем миллионы советских людей. Но статьи, которые публиковали о ней газеты, она могла прочесть и в Германии. Читала их и Стешенко, собиравшаяся судиться с Поповой за право называться Анкой-пулемётчицей. Помирил двух большевичек комитет партийного контроля.

И всё же большинство зрителей считало именно Попову той самой Анкой. Не случайно, когда в 1935 году Марию перевели на работу в Стокгольм, посольские дети заинтересованно спросили у её дочери: «А твоя мама привезла с собой пулемёт?».

И снова вопросы…

Тучи сгустились над Поповой перед войной. Сначала в 1937 году её в срочном порядке вернули из Швеции в Москву, а затем она узнала об арестах бывших командиров Чапаевской дивизии. Однако Марию не тронули. С началом Великой Отечественной войны её мобилизовали в агитбригаду, где рассказами о Чапаеве она вдохновляла бойцов на ратный подвиг. А другая Анка — Анна Стешенко — в начале войны скончалась в госпитале от болезни.

Уже после смерти Сталина, в 1959 году Попову вызвали в ЦК и попросили объяснить, действительно ли она воевала у Чапаева и стреляла из пулемёта или она выдаёт себя за другого человека. Удивлению Поповой не было предела. Оказалось, что несколько бойцов Чапаевской дивизии, приревновав Попову к её славе, написали донос.

Они указали, что на самом деле Мария носит фамилию Новикова, является дочерью кулаков и воевала на стороне белых. Несмотря на давность событий, комитет партийного контроля отправил в Куйбышевскую область сотрудника, чтобы расставить все точки над «i». Он и выяснил, что донос является ложью, а Новиковой Мария назвалась, когда попала в плен к белогвардейцам.

После этого вопросов к Поповой уже не возникало. Скончалась легендарная «Анка-пулемётчица» в 1981 году на 85-м году жизни и была похоронена на Новокунцевском кладбище Москвы.

Журнал: Дарья Биография, №12 — ноябрь 2015 года
Рубрика: Человек-легенда
Автор: Глеб Черкасов

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (1)

UP
Сергей    Февраль 22, 2016


К сожалению автор статьи обошел вниманием альтернативную точку зрения. Вот выдержки из некоторых документов.
Из письма ветеранов-чапаевцев в ЦК КПСС:
"25 ноября 1957 года в советском комитете ветеранов войны, на совещании б. чапаевцев, разбирался вопрос о выступлениях М.А.Поповой, на котором все участники совещания с глубоким возмущением выступали против её фантазий.
М.А.Попова на этом совещании признала, что она не являлась "Анкой пулеметчицей". Совещание рекомендовало Поповой написать в газ. "Правда" письмо с разъяснением, что она не была "Анкой пулеметчицей". М.А.Попова согласилась это выполнить. Однако она обманула участников совещания, не выполнила его решения, за которое она голосовала."
Из письма одного из ветеранов-чапаевцев:
"В заключении должен заметить: 1. Что исключение меня из партии, как я предполагаю, первую основу положила М.А.Попова, дабы отвести от себя разоблачение ее, за присвоение ею художественного образа "Анки пулеметчицы" по художественному фильму "ЧАПАЕВ"
Из [Показать полностью]

  1



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Археология Южного Туркменистана - Открытие пяти тысячелетийОхотники Цжебела ( Джейтунская культура ) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Женщина с букетом
Башня царя Давида
Крест из пушечной бронзы

Ожидания от нового Хищника 2018 - отзывы



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне