Опубликовано: Ноябрь 25, 2015

Военные проекты СССР: Несбывшееся

Рождавшиеся в недрах советского военно-промышленного комплекса замыслы нередко отличались воистину грандиозным размахом и требовали предельного напряжения как от их исполнителей, так и от государственного бюджета. Не все из них удавалось довести до завершения.

В космос и обратно


 

Фото: космический истребитель Спираль

15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль «Буран» совершил свой первый и последний полёт. Он был ответом на аналогичный американский проект Space Shuttle и предназначался прежде всего для целей военных. Космический корабль был выведен на орбиту с космодрома Байконур сверхтяжёлой ракетой-носителем «Энергия».

Совершив в беспилотном режиме два витка вокруг Земли, он произвёл посадку на специально построенной для него 3-километровой полосе (ВПП) аэродрома Байконур. Помимо этого аэродрома, были серьёзно реконструированы два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы в Крыму и Приморье, а также усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе на Кубе и в Ливии.

Несмотря на то, что «Буран» в соревновании с американцами выступал в роли догоняющего, он по ряду показателей превосходил американский шаттл: мог находиться на орбите вдвое дольше, брать на борт 30 т груза (шаттл — лишь 24) и 10 космонавтов (у американцев только 7). Но главное отличие от американской системы заключалось в том, что «Буран» был способен выполнять полёт и осуществлять посадку в автоматическом режиме, что с блеском подтвердил своим единственным полётом.

В создании советского комплекса участвовали 1200 предприятий. Для него было разработано 39 видов принципиально новых материалов и 230 технологий. Общий объём затрат составил 16 миллиардов тогда ещё полновесных советских рублей.

В 1990 году работы по программе «Энергия» — «Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос «Буран» погиб в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с ракетой «Энергия». Полномасштабный макет «Бурана», в космосе не побывавший, сегодня могут увидеть посетители одного из немецких технических музеев. Несчастливо сложилась судьба не только советского «челнока», но и людей, готовившихся взлететь на нём. Для основного и дублирующего экипажей было подготовлено четыре пилота, трое из которых в течение двух лет трагически ушли из жизни.

Гиперболоид эпохи развитого социализма

В 60-х годах прошлого века, в разгар холодной войны, под впечатлением только что завершившегося Карибского кризиса, едва не приведшего к ядерной войне, в Советском Союзе всерьёз задумались о создании боевого лазера. Параллельно были запущены работы по двум темам: «Терра-3» и «Омега» (научными руководителями которых стали академики, нобелевские лауреаты Н. Басов и М. Прохоров).

Целью исследований было создание системы ПВО, способной уничтожать как самолёты, так и крылатые ракеты противника, а в дальнейшем и боеголовки ракет баллистических. Вскоре начатые в научных лабораториях исследования продолжились на Балхашском полигоне с центром в Приозерске. В 1972 году уже была готова опытная модель, в которой вначале вместо боевого лазера был установлен имитатор излучения с энергией несопоставимо меньшей, чем требуется для боевого лазера. На ней была отработана система наведения. Полученные данные позволили создать более эффективную систему лазерной ПВО — «Омегу-2», в которой уже присутствовал не имитатор, а самый настоящий боевой лазер. Первые испытания «Омеги-2» состоялись 22 сентября 1982 года.

Установка без труда поразила мишени. Но кардинальных преимуществ перед зенитно-ракетными комплексами лазерная ПВО не продемонстрировала, особенно если учесть, что её стоимость в разы превосходила стоимость стоящих на вооружении систем. Однако разработчики не сложили руки. Независимо от проектов стационарных лазерных установок шла программа автономных комплексов под кодовым названием «Мощные силовые установки». Одним из таких лазеров был оборудован опытный корабль «Диксон», который по всем документам проходил обычным лесовозом, правда, внушительных размеров. Летом 1980 года лазер произвёл свой первый выстрел по условной мишени. Он оказался точным, но слишком слабым — лазер развил лишь 5% от заявленной мощности.

Тем временем в Министерстве обороны озадачились разработкой вооружённого лазером космического корабля, способного сбивать ракеты и спутники. После первых успехов на земле военные поставили задачу вывести в космос мощнейший лазер. 15 мая 1987 года космический корабль «Скиф-ДМ» с лазером на борту стартовал с Байконура. Но уже менее чем через 10 минут его горящие обломки рухнули в Тихий океан, надолго похоронив лазерную программу СССР. Подоспевшая перестройка, финансовые проблемы и развал Союза довершили дело. Разорённые остатки полигона отошли во владение Казахстану.

Космический истребитель

В те же 60-е годы прошлого века, в самый разгар космической гонки и холодной войны, в Советском Союзе приступили к созданию авиационно-космической системы «Спираль». Так началась подготовка СССР к «звёздным войнам».

Комплекс состоял из трёх основных частей: гиперзвукового самолёта-разгонщика, двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолёта. По задумке, самолёт-разгонщик с орбитальным самолётом на спине должен был взлететь и разогнаться до 7500 км/ч. На высоте 30 км орбитальный самолёт должен был отделиться, с помощью двухступенчатого ракетного ускорителя достичь первой космической скорости (около 7,9 км/с) и таким образом выйти на околоземную орбиту. Теперь он мог решать свои боевые задачи: разведка, перехват космических целей ракетами «космос — космос» или нанесение ударов по территории противника ядерными ракетами класса «космос — земля». По сути, создавался настоящий космический истребитель-бомбардировщик.

Разработка проекта шла полным ходом, и уже во второй половине 1970-х годов учёные планировали начать полёты. Но министр обороны А. Гречко нежданно закрыл проект, заявив: «Фантазиями мы заниматься не будем».

Подземная лодка

Этот замысел советского ВПК при всей своей фантастичности имел самые глубокие корни в прямом и переносном смысле.

Ещё в первой трети 20-го века в СССР и Германии начали разработку подземной лодки. Прототипом послужил проходческий щит, используемый при строительстве метро.

В СССР инициатор проекта, инженер А. Требелёв, назвал своё детище субтеррина. Вначале он намеревался создать некий термальный суперконтур — устройство, которое могло нагревать внешнюю оболочку субтеррины и прожигать грунт, субтеррина должна была входить в землю, как нож в масло. Позже он предложил конструкцию, принцип работы которой был заимствован у крота.

Учёные с помощью рентгена изучали работу кротов, помещённых в специальный ящик с грунтом. При этом установили, что животные роют землю, вращая лапами и головой, а затем проталкивают своё тело задними лапами. Вся выбуренная таким образом земля вжималась в стенки получавшейся норы.

Именно по этому принципу и была спроектирована субтеррина. В передней её части находился бур, посередине были установлены специальные шнеки, вдавливающие породу в стенки канала, а сзади — четыре мощных домкрата, проталкивающих устройство вперёд. За час субтеррина преодолевала 10 м. Однако в 1933 году Требелёв был арестован НКВД после его визита в Германию, откуда он привёз чертежи подземной лодки, выполненные в бюро Хорнера фон Верна.

О Требелёве и его проектах вспомнили лишь в 1960-х годах. Первый экспериментальный образец подземной лодки «Боевой крот» был собран весной 1964 года. Он представлял собой титановый цилиндр диаметром 3 м и длиной 25 м с заострёнными носом и кормой. Источником энергии служил компактный атомный реактор. Аппарат управлялся экипажем из пяти человек и мог нести тонну вооружений и 15 бойцов. Осенью того же года на Урале состоялись первые испытания, в ходе которых аппарат проник в грунт, прошёл около 15 км и разрушил условный подземный бункер.

Военные были поражены результатами эксперимента, который решили повторить. Но аппарат неожиданно для всех взорвался под землёй, погубив всех находившихся на его борту. О причине взрыва (вероятно, реактора) не сообщалось, все материалы по инциденту до сих пор остаются закрытыми. Вскоре после ЧП проект заморозили, а потом и вовсе свернули.

Журнал: Тайны и загадки, №23 — 2 ноября 2015 года
Рубрика: История вопроса
Автор: Константин Ришес

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Поход Саргона против УрартуУ стен великой Намазги »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Рсвежеванный бык
Ударницы на фабрике "Красная Заря"
Легенда о золоте Колчака

Разгром финской группировки в Карелии летом 1944г.



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне