Опубликовано: Ноябрь 20, 2015

Автографы Смутного времени

400 лет назад на русский престол поднялся Михаил Фёдорович — первый царь из династии Романовых. Избрание царём Михаила Фёдоровича возродило русскую государственность и положило начало завершению страшной эпохи Смуты на Руси. Достоверных документов об этом времени осталось немного. Те, что уцелели, давно исследованы и описаны специалистами. А где сегодня можно увидеть запись, сделанную рукой, например, юного царя Михаила, или Лжедмитрия, или Бориса Годунова? Ну а о буквах, нацарапанных европейским ландскнехтом, шедшим на Москву, или, скажем, рядовым запорожцем, и говорить не стоит? Ошибается тот, кто так думает.

Русский «Рейхстаг»

Фото: надписи на стенах церквей

В начале 17-го века в Подмосковье монументальными сооружениями из долговечного материала были только православные храмы. Поэтому захватчики с Запада, идущие на Москву, считали обязательным выцарапать клинком сабли или кинжала на камне что-то на память о себе, часто с указанием даты записи.

Профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Александр Константинович Крылов, исследователь древнерусской стенописи, обратил внимание на такие автографы, занимаясь реставрацией живописи в древних православных храмах постройки ещё 16-го века.

Недалеко от Москвы, у старой Смоленской дороги у села Большие Вяземы, высятся белокаменные громады домовой Преображенской церкви Святой Живоначальной Троицы в бывшем имении «краткосрочного» русского царя Бориса Годунова. Возведение церкви было завершено к началу его царствования, и изначальная роспись внутренних стен была совершена по его заказу.

Через село Большие Вяземы на протяжении всего бурного 17-го века на Москву и от столицы двигались войска, посольства, обозы разных политических сил и государств. Естественно, что на привалы располагались в единственном на всю округу каменном строении (удобном и для обороны) — в залах церкви.

И вот на высоте человеческого роста, под более поздними росписями стен, профессор Крылов обнаружил десятки автографов и рисунков, нанесённых участниками событий Смутного времени. Конечно, кто-то замечал их и раньше, тем более что на стенах храма рядом с довольно древними часто попадались отметки, сделанные не так давно. Например, вероятнее всего, оставленные А.С. Пушкиным или офицерами войск Кутузова и Наполеона. Но эти надписи и отметки толком никто никогда не исследовал и сведений о них не публиковал.

Интернациональные надписи

А посмотреть там есть на что. Обнаружены автографы персонажей прелюбопытнейших, в прямом смысле слова героев Смутного времени. Самый старый автограф, который удалось обнаружить, датирован 1608 годом и оставлен неким поляком Яном Муклевским. Такой человек состоял в свите «царя» Лжедмитрия II.

В 1051 году на Афонской горе в пещерной келье меж двух киевских холмов поселился монах Антоний. С этого началась Киево-Печёрская лавра. Слово «печёры» на старославянском языке означает «пещеры».

Следующие надписи датированы 1612, 1618 и 1637 годами. Последняя надпись 17-го века отмечена 1645 годом и сделана рукой некоего Яна Констанскаса, причём своё имя на стене церкви он вырезал и на латинице, и на кириллице.

На северной стороне алтарной апсиды найдена надпись по-польски — автограф стольника князя Дмитрия Черкасского, представителя древнейшего русского рода, в 1612 году переметнувшегося в стан «Тушинского вора» Лжедмитрия II. А вот на простенке южной стороны витиеватая роспись воеводы «Тушинского вора» Самуила Тышкевича, разбитого под Ярославлем русскими войсками.

Почти рядом с подписью князя Черкасского найден автограф ещё одного известного персонажа — польского полковника Романа Ружинского, избранного гетманом войска Лжедмитрия. А ещё один интересный автограф на южной стене храма начертан рукой воеводы Валевского. Он прибыл в ставку «Тушинского вора» с отрядом запорожских казаков и был назначен канцлером Московского царства.

В войсках, направляемых с Запада на порабощение Московии, образовался «интернационал» из наёмников со всей Европы. Многие считали своим долгом расписаться на стенах разграбленного храма. По этим надписям сегодня можно составить представление о национальном составе армии оккупантов. П. Ивит — вероятно англичанин или шотландец.

Гинкинуген — скорее всего, уроженец Северной Германии. Л. Мунк — возможно, предок датского королевича Вольдемара, в фамильной истории которого числится рыцарь той эпохи Людвиг Мунк. Единственное обнаруженное французское имя — Жан Лефеш. Современник мушкетёров, он тоже продал свою шпагу самозванцу. Помимо военных на стенах храма оставили свои подписи и представители «конкурирующих» конфессий: ксендз Цешелис, монах-иезуит брат Иоаннес Жуковский и иудейский раввин Самуэл.

Дай менi сала

Священнослужители враждебных православию конфессий, наёмники из далёких земель, польские паны, которые зарились на московский престол… Их богохульство или просто равнодушие к духовному центру русских понятно. Но горько было профессору Крылову читать надписи, сделанные на стенах церкви рукой наших слабодушных предков.

То время потому и назвали Смутным, что оно породило дьявольское смятение в человеческих душах. Вот, например, автограф Юрия Потёмкина. Современники называли его «московского государства изменник». Он позабыл о родине и православии, перейдя на службу к польскому королю и осаждая в составе его армии Смоленск. И этот предатель тоже не забыл отметиться на стенах церкви села Большие Вяземы.

О самом мирском — о сале — мечтал безымянный казак, служивший польской короне. Видно, совсем оголодал в разоренном Подмосковье, потому и нацарапал на стене церкви: «Господь, дай меж свининки!» О том, что казаки в составе польского войска воевали с русским царём, не любят вспоминать историки казачества. «Воровские казаки» не только служили польскому королю (донцы вошли в состав армии короля Владислава в походе на Москву в 1617-1618 годах) и «царям»-самозванцам, но и грабили беззащитные волости.

В начале 17-го века на территории Московского царства шла гражданская война с несколькими враждующими политическими центрами с участием иностранной интервенции. Ополченцы русского земства — это вчерашние пахари и ремесленники, вынужденные взять в руки оружие.

Казаки — потомственные воины, профессионалы. Спрос на них у всех претендентов на русский престол был большой, хорошо платить за службу готовы были все, и станичники испытывали настоящий «экономический бум». Даже избрание нового царя — Михаила — ни в чём никого тогда не убеждало. Вон «царевича Дмитрия» так же признали государем — и что? Потому казаки не стыдились жечь и грабить православные храмы и тем более писать на их стенах… Например, о сале.

Поле для открытий

Исследование профессора А.К. Крылова — граффити Смутного времени, непривычная для профессиональных историков форма изучения письменных свидетельств прошлого. Будучи художником, он удачно выступил и как исследователь необычной грани нашей истории, впервые в России опубликовав итоги своих исследований в работе «Лики и лица Смутного времени». Его опыт открывает для каждого любителя редкостей необъятное поле поисков. Ведь на стенах многих и многих древних церквей можно ещё найти автографы тех, кто давно канул в реку забвения.

Журнал: Тайны 20-го века, №14 — апрель 2013 года
Рубрика: Тени прошлого
Автор: Александр Смирнов

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Архитектурно-художественные воззрения в системе общественных взглядов 50-80-х годовПросветительские идеи о воспитании гармонически развитой личности в России... »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Две мужские фигуры
дом с зеленым глазом
Фильмы ужасов - боимся, но смотрим: что бы это значило?

Загадочный замок на холме (Пашков Дом)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне