Опубликовано: Ноябрь 20, 2015

Автографы Смутного времени

400 лет назад на русский престол поднялся Михаил Фёдорович — первый царь из династии Романовых. Избрание царём Михаила Фёдоровича возродило русскую государственность и положило начало завершению страшной эпохи Смуты на Руси. Достоверных документов об этом времени осталось немного. Те, что уцелели, давно исследованы и описаны специалистами. А где сегодня можно увидеть запись, сделанную рукой, например, юного царя Михаила, или Лжедмитрия, или Бориса Годунова? Ну а о буквах, нацарапанных европейским ландскнехтом, шедшим на Москву, или, скажем, рядовым запорожцем, и говорить не стоит? Ошибается тот, кто так думает.

Русский «Рейхстаг»

Фото: надписи на стенах церквей

В начале 17-го века в Подмосковье монументальными сооружениями из долговечного материала были только православные храмы. Поэтому захватчики с Запада, идущие на Москву, считали обязательным выцарапать клинком сабли или кинжала на камне что-то на память о себе, часто с указанием даты записи.

Профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Александр Константинович Крылов, исследователь древнерусской стенописи, обратил внимание на такие автографы, занимаясь реставрацией живописи в древних православных храмах постройки ещё 16-го века.

Недалеко от Москвы, у старой Смоленской дороги у села Большие Вяземы, высятся белокаменные громады домовой Преображенской церкви Святой Живоначальной Троицы в бывшем имении «краткосрочного» русского царя Бориса Годунова. Возведение церкви было завершено к началу его царствования, и изначальная роспись внутренних стен была совершена по его заказу.

Через село Большие Вяземы на протяжении всего бурного 17-го века на Москву и от столицы двигались войска, посольства, обозы разных политических сил и государств. Естественно, что на привалы располагались в единственном на всю округу каменном строении (удобном и для обороны) — в залах церкви.

И вот на высоте человеческого роста, под более поздними росписями стен, профессор Крылов обнаружил десятки автографов и рисунков, нанесённых участниками событий Смутного времени. Конечно, кто-то замечал их и раньше, тем более что на стенах храма рядом с довольно древними часто попадались отметки, сделанные не так давно. Например, вероятнее всего, оставленные А.С. Пушкиным или офицерами войск Кутузова и Наполеона. Но эти надписи и отметки толком никто никогда не исследовал и сведений о них не публиковал.

Интернациональные надписи

А посмотреть там есть на что. Обнаружены автографы персонажей прелюбопытнейших, в прямом смысле слова героев Смутного времени. Самый старый автограф, который удалось обнаружить, датирован 1608 годом и оставлен неким поляком Яном Муклевским. Такой человек состоял в свите «царя» Лжедмитрия II.

В 1051 году на Афонской горе в пещерной келье меж двух киевских холмов поселился монах Антоний. С этого началась Киево-Печёрская лавра. Слово «печёры» на старославянском языке означает «пещеры».

Следующие надписи датированы 1612, 1618 и 1637 годами. Последняя надпись 17-го века отмечена 1645 годом и сделана рукой некоего Яна Констанскаса, причём своё имя на стене церкви он вырезал и на латинице, и на кириллице.

На северной стороне алтарной апсиды найдена надпись по-польски — автограф стольника князя Дмитрия Черкасского, представителя древнейшего русского рода, в 1612 году переметнувшегося в стан «Тушинского вора» Лжедмитрия II. А вот на простенке южной стороны витиеватая роспись воеводы «Тушинского вора» Самуила Тышкевича, разбитого под Ярославлем русскими войсками.

Почти рядом с подписью князя Черкасского найден автограф ещё одного известного персонажа — польского полковника Романа Ружинского, избранного гетманом войска Лжедмитрия. А ещё один интересный автограф на южной стене храма начертан рукой воеводы Валевского. Он прибыл в ставку «Тушинского вора» с отрядом запорожских казаков и был назначен канцлером Московского царства.

В войсках, направляемых с Запада на порабощение Московии, образовался «интернационал» из наёмников со всей Европы. Многие считали своим долгом расписаться на стенах разграбленного храма. По этим надписям сегодня можно составить представление о национальном составе армии оккупантов. П. Ивит — вероятно англичанин или шотландец.

Гинкинуген — скорее всего, уроженец Северной Германии. Л. Мунк — возможно, предок датского королевича Вольдемара, в фамильной истории которого числится рыцарь той эпохи Людвиг Мунк. Единственное обнаруженное французское имя — Жан Лефеш. Современник мушкетёров, он тоже продал свою шпагу самозванцу. Помимо военных на стенах храма оставили свои подписи и представители «конкурирующих» конфессий: ксендз Цешелис, монах-иезуит брат Иоаннес Жуковский и иудейский раввин Самуэл.

Дай менi сала

Священнослужители враждебных православию конфессий, наёмники из далёких земель, польские паны, которые зарились на московский престол… Их богохульство или просто равнодушие к духовному центру русских понятно. Но горько было профессору Крылову читать надписи, сделанные на стенах церкви рукой наших слабодушных предков.

То время потому и назвали Смутным, что оно породило дьявольское смятение в человеческих душах. Вот, например, автограф Юрия Потёмкина. Современники называли его «московского государства изменник». Он позабыл о родине и православии, перейдя на службу к польскому королю и осаждая в составе его армии Смоленск. И этот предатель тоже не забыл отметиться на стенах церкви села Большие Вяземы.

О самом мирском — о сале — мечтал безымянный казак, служивший польской короне. Видно, совсем оголодал в разоренном Подмосковье, потому и нацарапал на стене церкви: «Господь, дай меж свининки!» О том, что казаки в составе польского войска воевали с русским царём, не любят вспоминать историки казачества. «Воровские казаки» не только служили польскому королю (донцы вошли в состав армии короля Владислава в походе на Москву в 1617-1618 годах) и «царям»-самозванцам, но и грабили беззащитные волости.

В начале 17-го века на территории Московского царства шла гражданская война с несколькими враждующими политическими центрами с участием иностранной интервенции. Ополченцы русского земства — это вчерашние пахари и ремесленники, вынужденные взять в руки оружие.

Казаки — потомственные воины, профессионалы. Спрос на них у всех претендентов на русский престол был большой, хорошо платить за службу готовы были все, и станичники испытывали настоящий «экономический бум». Даже избрание нового царя — Михаила — ни в чём никого тогда не убеждало. Вон «царевича Дмитрия» так же признали государем — и что? Потому казаки не стыдились жечь и грабить православные храмы и тем более писать на их стенах… Например, о сале.

Поле для открытий

Исследование профессора А.К. Крылова — граффити Смутного времени, непривычная для профессиональных историков форма изучения письменных свидетельств прошлого. Будучи художником, он удачно выступил и как исследователь необычной грани нашей истории, впервые в России опубликовав итоги своих исследований в работе «Лики и лица Смутного времени». Его опыт открывает для каждого любителя редкостей необъятное поле поисков. Ведь на стенах многих и многих древних церквей можно ещё найти автографы тех, кто давно канул в реку забвения.

Журнал: Тайны 20-го века, №14 — апрель 2013 года
Рубрика: Тени прошлого
Автор: Александр Смирнов

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Архитектурно-художественные воззрения в системе общественных взглядов 50-80-х годовПросветительские идеи о воспитании гармонически развитой личности в России... »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Голова крестьянина
Габриэль Мюнтер, рисующая в Калльмюнце, описание картины
Сомы-людоеды

Балконный витраж в стиле модерн



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне